Нижний Новгород |
|
09 января 2014 г. |
Дело N А17-1593/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от истца: Розова И.В. (доверенность от 13.01.2013),
от ответчика: Коган Ю.И. (доверенность от 18.12.2013),
Прокофьевой Ю.А. (доверенность от 01.08.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Региональной службы по тарифам Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.09.2013,
принятое судьями Тимошкиным К.А., Кочешковой М.В., Новиковым Ю.В.,
по делу N А17-1593/2013
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал"
(ИНН: 3703043525; ОГРН: 1093703001732)
к Региональной службе по тарифам Ивановской области
о признании недействующим пункта 1 приложения к постановлению от 23.11.2012 N 511-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", которым утверждены тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для МУП "Водоканал" для всех категорий потребителей на весь период регулирования 2013 года,
и у с т а н о в и л :
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - Предприятие, МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Региональной службе по тарифам Ивановской области (далее - РСТ по Ивановской области) о признании недействующим пункта 1 приложения к постановлению от 23.11.2012 N 511-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", которым утверждены тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для МУП "Водоканал" для всех категорий потребителей на весь период регулирования 2013 года.
Решением суда от 13.09.2013 заявленное требование удовлетворено.
Предприятие не согласилось с принятым решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что в силу положений 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление МУП "Водоканал" Арбитражному суду Ивановской области надлежало оставить без рассмотрения, поскольку Предприятием не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. По мнению РСТ по Ивановской области, оспариваемое постановление принято в полном соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, установление тарифов на холодную воду и водоотведение. РСТ по Ивановской области указывает, что в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 25.10.2012 N 250-э/2 предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги по Ивановской области с 01.01.2013 составил 100 процентов, с 01.07.2013 - 107,1 процента, в деле отсутствует какая-либо информация, подтверждающая установку приборов учета на объектах водоснабжения и водоотведения, установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных и общедомовых приборов учета. Также, в материалы дела не представлен расчет объема услуг по каждой категории потребителей с учетом стоимости услуги по установки приборов учета и действующих нормативов. Заявитель жалобы обращает внимание суда на то, что Предприятие не представило доказательств 100% процентов оснащенности домов приборами учета в городском округе Кинешма, напротив, согласно данным статистики, в настоящее время в Ивановской области общедомовыми приборами учета холодной воды оснащено 20 процентов многоквартирных домов, индивидуальными - 56 процентов. Кроме того, заявитель просил прекратить производство, в связи с тем, что дело неподведомственно арбитражному суду.
Подробно доводы РСТ по Ивановской области изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.
Представитель МУП "Водоканал" в судебном заседании возразил против доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.12.2013.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.11.2012 РСТ по Ивановской области приняла постановление N 511-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма" (далее - Постановление N 511-к/1).
Согласно пункту 1 приложения к Постановлению N 511-к/1 РСТ Ивановской области утверждены тарифы для МУП "Водоканал" за 1 кубический метр:
- для бюджетных и прочих потребителей (без учета НДС) с 01.01.2013 года по 30.06.2013 на холодную воду - 13,80 рубля, водоотведение и очистка сточных вод 8,15 рубля; с 01.07.2013 по 31.12.2013 на холодную воду - 14,84 рубля, на водоотведение и очистку сточных вод - 8,73 рубля; для населения с учетом НДС с 01.01.2013 года по 30.06.2013 - 16,28 рубля, на водоотведение и очистку сточных вод - 9,62 рубля; с 01.07.2013 по 31.12.2013 на холодную воду - 17,48 рубля, на водоотведение и очистку сточных вод - 10,30 рубля.
Постановление опубликовано в "Ивановской газете" от 30.11.2012 N 220 (5309).
Не согласившись с размером установленного тарифа, МУП "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением.
Руководствуясь частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частями 1, 2 статьи 3, пунктом 20 статьи 2, пунктом 1 части 2 статьи 7, частью 1 статьи 8, частями 1, 2, 3, 5, 6 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), пунктом 52 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает соответствие его федеральному закону и иному нормативному правому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
В части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ (в редакции, действующей от 25.06.2012, то есть на момент принятия тарифа) установлено, что финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ производственная программа включает, в том числе, обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса.
В части 1 статьи 8 Федерального закона N 210-ФЗ перечислены методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
При регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 данной статьи (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 210-ФЗ).
Как следует из протокола от 23.11.2012 N 511/2, при установлении тарифа для МУП "Водоканал" был применен метод установления фиксированных тарифов.
Частями 1, 2, 3, 5, 6 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации. В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов. В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Установленные тарифы должны быть экономически обоснованными, не превышать установленный органом регулирования субъекта Российской Федерации предельный индекс максимального возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 25.10.2012 N 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" для Ивановской области установлен в среднем предельный индекс максимально возможного изменения тарифов с 01.01.2013 - 100 процентов, а с 01.07.2013 - 107,1 процентов.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Согласно пункту 52 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Установленные предельные индексы отражают лишь среднее значение в целом по субъекту или по муниципальному образованию, то есть тариф для конкретной организации может быть выше или ниже, но в среднем не превышать предельный индекс, установленный в среднем по субъекту или муниципальному образованию.
Рассмотрев в совокупности представленные в материалы дела документы, в том числе экспертное заключение, суд пришел к правильному выводу о том, что РСТ Ивановской области нарушила пункт 7 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ N 520, часть 1 статьи 7, пункт 5 статьи 6 Закона N 210-ФЗ.
Ссылка заявителя на пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ о том, что отсутствует федеральный закон, в котором было бы указано, что к компетенции арбитражного суда относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению и настоящее дело неподведомственно арбитражному суду, а производство по нему подлежит прекращению, отклоняется судом кассационной инстанции.
С заявлением Предприятие обратилось в арбитражный суд 29.03.2013, определение о принятии заявления к производству вынесено арбитражным судом 13.05.2013, когда пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ действовал в редакции, принятой Федеральным законом от 30.12.2012 N 317-ФЗ. Названный пункт судом не нарушен.
Примененный на момент установления тарифа Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не устанавливает обязательного досудебного порядка рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установления размеров тарифов и надбавок.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и судом округа не принимаются, так как направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию кассационной инстанции не входит.
Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации РСТ Ивановской области освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.09.2013 по делу N А17-1593/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя на пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ о том, что отсутствует федеральный закон, в котором было бы указано, что к компетенции арбитражного суда относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению и настоящее дело неподведомственно арбитражному суду, а производство по нему подлежит прекращению, отклоняется судом кассационной инстанции.
С заявлением Предприятие обратилось в арбитражный суд 29.03.2013, определение о принятии заявления к производству вынесено арбитражным судом 13.05.2013, когда пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ действовал в редакции, принятой Федеральным законом от 30.12.2012 N 317-ФЗ. Названный пункт судом не нарушен.
Примененный на момент установления тарифа Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не устанавливает обязательного досудебного порядка рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установления размеров тарифов и надбавок."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 января 2014 г. N Ф01-12673/13 по делу N А17-1593/2013