Нижний Новгород |
|
09 января 2014 г. |
Дело N А11-8020/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Шеина В.Ф. (доверенность от 03.09.2013 N 1216-ю/13),
от заинтересованного лица: Иньковой Т.И. (доверенность от 11.12.2013),
Печерской Г.В. (доверенность от 11.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной
ответственностью "КомЛайнс"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2013,
принятое судьей Устиновой О.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А11-8020/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КомЛайнс"
(ИНН: 3307015901, ОГРН: 1023302151916)
о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы
по Владимирской области от 14.09.2012 N 13-15-05/9153
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "КомЛайнс" (далее - ООО "КомЛайнс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании частично недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области (далее - Управление) от 14.09.2012 N 13-15-05/9153.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2013 заявленное требование частично удовлетворено: решение Управления от 14.09.2012 N 13-15-05/9153 признано недействительным в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1 119 600 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении норм материального и процессуального права. По мнению ООО "КомЛайнс", предусмотренные договорами услуги по техническому обслуживанию абонентского отвода (абонентской распределительной сети) соответствуют функциональному назначению бытовых услуг, не являются сопутствующими, оказываемыми в рамках договоров услуг связи для целей кабельного вещания, следовательно, Общество правомерно применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для данного вида деятельности. Заявитель также обращает внимание суда на то, что срок давности привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату налога на добавленную стоимость и единого налога на вмененный доход за второй квартал 2009 года на момент вынесения Управлением решения от 14.09.2012 N 13-15-05/9153 истек.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве и его представители в судебном заседании отклонили доводы заявителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.12.2013.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области (далее - Инспекция) провела выездную налоговую проверку деятельности Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе единого налога на вмененный доход, за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
В ходе проверки Инспекция установила, что Общество в проверяемом периоде необоснованно применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. По мнению налогового органа, деятельность ООО "КомЛайнс" по техническому обслуживанию абонентского отвода должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения.
Результаты проверки отражены в акте от 07.03.2012 N 02-40/8.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции вынес решение от 25.06.2012 N 02-40/22, согласно которому Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 607 899 рублей. Кроме того, указанным решением Обществу доначислены единый налог на вмененный доход в сумме 327 608 рублей, налог на прибыль в сумме 1 584 252 рублей, 233 634 рубля единого социального налога, 1 631 448 рублей налога на добавленную стоимость, 52 398 рублей налога на имущество, 1 065 868 рублей 17 копеек пеней по данным налогам в целом.
Решением Управления от 14.09.2012 N 13-15-05/9153 решение нижестоящего налогового органа отменено и принято новое решение, согласно которому Обществу доначислены единый налог на вмененный доход в сумме 327 608 рублей, налог на прибыль в сумме 1 584 252 рублей, 233 634 рубля единого социального налога, 1 631 448 рублей налога на добавленную стоимость, 52 398 рублей налога на имущество, пени в сумме 1 065 868 рублей. Данным решением Общество также привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в общем размере 1 607 899 рублей.
Общество не согласилось с решением Управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 44 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пунктами 7, 15, 22, 24, 29 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785, Арбитражный суд Владимирской области частично отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что оказываемые ООО "КомЛайнс" услуги по техническому обслуживанию абонентского отвода (абонентской распределительной сети) являются услугами, непосредственно связанными с услугами связи, и не подпадают под понятие бытовых услуг, в связи с чем применение налогоплательщиком системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для данного вида деятельности является неправомерным.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в частности, в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
На оснований решения Совета народных депутатов округа Муром от 10.11.2005 N 10 на территории округа Муром введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе для налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг.
Согласно статье 346.27 Кодекса бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденному постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), к бытовым услугам в подгруппе 013000 "Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры" отнесены: установка систем коллективного приема телевидения, установка индивидуальных одноэлементных и многоэлементных антенн, установка индивидуальных разветвителей, прокладка и подключение абонентских отводов, прокладка и подключение антенных усилителей, установка и подключение конверторов дециметрового диапазона, реконструкция индивидуальных антенн и систем коллективного приема, техническое обслуживание систем коллективного приема телевидения, ремонт системы коллективного приема телевидения, ремонт элементов распределительных сетей систем коллективного приема телевидения, ремонт индивидуальных антенн, ремонт антенного оборудования индивидуального пользования (усилителей, конверторов и другие), замена кабеля снижения индивидуальной антенны, измерение уровня телевизионного сигнала в месте приема.
Деятельность по оказанию услуг кабельного телевидения отнесена к группе "Услуги связи" по коду 035100 "Услуги кабельного телевидения".
Согласно статье 44 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются пользователям на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 7 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785 (далее - Правила), оператор связи вправе оказывать те услуги связи для целей телерадиовещания, на оказание которых выдана лицензия. При этом оказание услуг связи для целей телерадиовещания может сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически непрерывно связанных с услугами связи для целей телерадиовещания и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
В договоре между оператором связи и абонентом предусматривается предоставление абоненту доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи, предоставление в постоянное пользование абонентской линии и доставка сигнала телерадиопрограммы до пользовательского (оконечного) оборудования абонента (пункт 15 Правил).
Пунктом 24 Правил определены обязанности оператора, к которым относится, в том числе, оказание абоненту услуг связи для целей телерадиовещания в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором; оказание абоненту при его обращении услуг по устранению неисправностей абонентской распределительной системы, препятствующих пользованию услугами связи для целей телерадиовещания (с учетом возможности доступа сотрудников оператора связи в помещение абонента), если оказание этой услуги предусмотрено договором; доставка до пользовательского (оконечного) оборудования сигнала телерадиопрограммы, соответствующего технологическим параметрам, установленным в договоре между оператором связи и вещателем.
В рамках заключенного с абонентом договора на услуги связи могут быть оказаны услуги по техническому обслуживанию абонентской распределительной системы (пункт 29 Правил).
Как установили суды, Общество в проверяемый период осуществляло деятельность в области электросвязи, в том числе предоставляло услуги кабельного телевидения физическим лицам, а также оказывало услуги по подключению и техническому обслуживанию абонентского отвода.
Услуги кабельного телевидения оказывались на основании публичного договора об оказании услуг связи для целей кабельного телевещания, заключенного между ООО "КомЛайнс" (оператор) и физическими лицами (абоненты).
Одновременно с договором об оказании услуг связи Общество (исполнитель) заключало с физическим лицом (заказчик) публичный договор возмездного оказания бытовых услуг, согласно которому предусматривается проведение исполнителем работ по подключению к сети кабельного телевидения и техническое обслуживание абонентского отвода (абонентской распределительной сети).
По виду деятельности "услуги связи (кабельное телевидение) для физических лиц" Общество применяло общую систему налогообложения. В отношении деятельности по техническому обслуживанию абонентского отвода (абонентской распределительной сети) Обществом применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Судами также установлено, что ООО "КомЛайнс" имеет лицензию от 06.09.2005 N 31856 на осуществление услуг связи для целей кабельного вещания, которой определены условия осуществления лицензируемой деятельности по обеспечению предоставления абоненту лицензиатом доступа к сети связи лицензиата, в том числе с предоставлением иных услуг, технологически непрерывно связанных с услугами связи для целей телерадиовещания и направленных на повышение их потребительской ценности, а также доставки телевизионных и звуковых программ по сети кабельного телевидения от передающего устройства до пользовательского (оконечного) оборудования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что основной обязанностью Общества, как оператора, является доставка сигнала телерадиопрограммы до пользовательского оборудования абонента, которая может быть выполнена только при исправной абонентской распределительной системе, суды пришли к обоснованному выводу о том, что услуги по техническому обслуживанию абонентского отвода (абонентской распределительной сети) являются услугами, технологически неразрывно связанными с услугами связи для целей кабельного телевидения.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах Управление правомерно доначислило Обществу налоги по общей системе налогообложения, соответствующие суммы пеней и штрафа.
Довод заявителя о том, что на момент вынесения Управлением решения от 14.09.2012 N 13-15-05/9153 срок давности привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату налога на добавленную стоимость и единого налога на вмененный доход за второй квартал 2009 года истек, правомерно отклонен судами, как основанный на неверном толковании норм налогового законодательства.
Как верно указали суды, в отношении правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса, исчисление срока давности привлечения к ответственности за их совершение производится со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение. Таким налоговым периодом при квалификации действий налогоплательщика по статье 122 Кодекса является период, предоставленный для исполнения соответствующей обязанности по уплате налога.
В рассматриваемом случае Общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 Кодекса за неуплату налога на добавленную стоимость и единого налога на вмененный доход за второй квартал 2009 года.
Согласно пункту 1 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.32 Кодекса уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиками по итогам налогового периода не позднее двадцать пятого числа первого месяца следующего налогового периода (квартала).
При таких обстоятельствах началом течения срока давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость и единого налога на вмененный доход за второй квартал 2009 года является 01.10.2009, в то время когда решение о привлечении к налоговой ответственности принято Управлением 14.09.2012.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ООО "КомЛайнс" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А11-8020/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомЛайнс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КомЛайнс" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.07.2013 N 237.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали суды, в отношении правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса, исчисление срока давности привлечения к ответственности за их совершение производится со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение. Таким налоговым периодом при квалификации действий налогоплательщика по статье 122 Кодекса является период, предоставленный для исполнения соответствующей обязанности по уплате налога.
В рассматриваемом случае Общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 Кодекса за неуплату налога на добавленную стоимость и единого налога на вмененный доход за второй квартал 2009 года.
Согласно пункту 1 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.32 Кодекса уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиками по итогам налогового периода не позднее двадцать пятого числа первого месяца следующего налогового периода (квартала)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 января 2014 г. N Ф01-12495/13 по делу N А11-8020/2012
Хронология рассмотрения дела:
09.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12495/13
05.08.2013 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8020/12
08.07.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3090/13
04.04.2013 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8020/12