Нижний Новгород |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А82-2122/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2014.
Полный текст постановления изготовлен 06.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.
при участии представителя
от истца: Переверзевой Н.А. (доверенность от 09.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.07.2013,
принятое судьей Сурововой М.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013,
принятое судьями Тетерваком А.В., Поляковой С.Г., Савельевым А.Б.,
по делу N А82-2122/2013
по иску департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
(ОГРН: 1027600691469, ИНН: 7604016214)
к администрации городского округа город Рыбинск
(ОГРН: 1067610046459, ИНН: 7610070153)
о признании права собственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, -
Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области
городская больница N 1
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ярославской области
о признании права собственности,
и у с т а н о в и л :
департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент) обратился с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Администрации городского округа город Рыбинск (далее - Администрация) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:20:070302:35, расположенный по адресу: г. Рыбинск, ул. Солнечная, участок 47.
Исковое требование основано на статьях статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122), статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и мотивировано тем, что право собственности на спорный участок в силу закона возникло у Департамента, а не у Администрации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области городская больница N 1 (далее - Больница) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление).
Арбитражный суд Ярославской области решением от 09.07.2013, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013, отказал в удовлетворении иска.
Руководствуясь Законом N 122, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление Правительства от 13.06.2006 N 374), статьей 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд учел определение Конституционного Суда Российской федерации от 07.12.2006 N 542-О и пришел к выводу об отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации, но не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования о признании права государственной собственности на указанное имущество.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель считает, что вывод суда об отсутствии доказательств принятия компетентными органами решения о передаче спорного имущества из муниципальной собственности в собственность Ярославской области и факта передачи является ошибочным, поскольку спорное имущество передано субъекту Российской Федерации на основании постановления Правительства Ярославской области от 16.12.2011 N 1076-п и передаточного акта от 01.01.2012 как часть имущественного комплекса больницы.
Заявитель считает, что действия Администрации являются недобросовестными и не подлежат судебной защите, а право Департамента на спорное имущество возникло в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ярославской области.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы кассационной жалобы.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства Администрация и третьи лица не обеспечили явку представителей в суд.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя истца, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, глава Рыбинского муниципального округа вынес постановление от 27.03.2003 N 638, в котором утвердил проект границ земельного участка площадью 59 335 квадратных метров, расположенного по улице Солнечной, 2 города Рыбинска, для эксплуатации зданий Больницы. Земельный участок предоставлен Больнице в постоянное (бессрочное) пользование.
В связи с изменением федерального законодательства органами государственной власти и местного самоуправления принят ряд правовых актов: решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 31.10.2011 N 136 "О безвозмездной передаче в государственную собственность Ярославской области муниципального имущества", согласно которому утвержден перечень муниципальных организаций в сфере здравоохранения, имущественные комплексы которых подлежат передаче в государственную собственность (в том числе Больница), постановление Правительства Ярославской области от 16.12.2011 N 1076-п "О передаче муниципальных учреждений в собственность Ярославской области и внесении изменений в постановление администрации области от 03.10.2011 N 141", согласно которому подтвержден перечень учреждений принимаемых в собственность субъекта Российской Федерации и установлена дата возникновения государственной собственности на это имущество - 01.12.2012. Фактическая передача имущества между публичными собственниками осуществлена по акту приема-передачи от 01.12.2012.
До момента передачи имущества от одного лица к другому и возникновения права государственной собственности, Администрация вынесла постановление от 28.03.2012 N 1135 о внесении изменений в постановление от 27.03.2003 N 638, в связи с чем, из земельного участка площадью 59 335 квадратных метров, с кадастровым номером 76:20:070302:0019 сформированы четыре самостоятельных земельных участка: земельный участок площадью 31 684 квадратных метра, для эксплуатации комплекса зданий Больницы (кадастровый номер 76:20:070302:38); земельный участок площадью 2 753 квадратных метров, для эксплуатации здания защитного сооружения (кадастровый номер 76:20:070302:37); земельный участок площадью 7 775 квадратных метров для эксплуатации комплекса зданий по оказанию ритуальных услуг (кадастровый номер 75:20:070302:36) и земельный участок площадью 17 123 квадратных метра для проектирования и строительства стационарного объекта сферы здравоохранения и социальной защиты (кадастровый номер 76:20:070302:35). Право собственности на все земельные участки зарегистрировано за муниципалитетом.
После передачи имущественного комплекса Больницы в собственность Ярославской области было зарегистрировано право собственности Ярославской области на земельный участок площадью 31 684 квадратных метра, с кадастровым номером 76:20:070302:38 (дата совершения регистрационной записи 27.03.2013).
Посчитав, что право собственности на спорный земельный участок площадью 17 123 квадратных метра (кадастровый номер 76:20:070302:35) также подлежит регистрации за субъектом Российской Федерации, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
Передача имущества между различными уровнями публичных собственников регулируется федеральным законодательством, а именно: Федеральным законом от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Согласно приведенным правовым актам передача имущества от собственника к другому субъекту возможна лишь при наличии прямого волеизъявления собственника.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.12.2006 N 542-О установил: положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"), определяющие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
В рассмотренной ситуации из актов органов местного самоуправления следует, что в собственность субъекта Российской Федерации передается лишь имущественный комплекс Больницы, в который входило лишь право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
До перехода прав на имущество земельный участок был разделен и новый собственник имущественного комплекса Больницы зарегистрировал права на земельный участок, занятый зданиями и сооружениями Больницы и неоходимый для ее эксплуатации. Бесспорных доказательств обратного истец в материалы дела не представил, поэтому суд сделал правильный вывод о том, что муниципалитет не передал субъекту Российской Федерации правомочия собственника на спорный земельный участок и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы заявителя о том, что право на спорное имущество возникло у Департамента в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", правопреемства и постановления Правительства Ярославской области от 16.12.2011 N 1076-п, судом округа отклоняются, как основанные на неправильном толковании правовых актов.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.07.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по делу N А82-2122/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.12.2006 N 542-О установил: положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"), определяющие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2014 г. N Ф01-13424/13 по делу N А82-2122/2013