Нижний Новгород |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А29-3958/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2013, принятое судьей Князевой А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А29-3958/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" (ИНН: 1101205662, ОГРН: 1071101003830)
к отделу надзорной деятельности города Ухты Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" (далее - Общество, ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к отделу надзорной деятельности города Ухты Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - Отдел, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 24.05.2013 N 232 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 решение оставлено без изменения.
ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, привлечению к административной ответственности подлежит не ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми", а Общество с ограниченной ответственностью "Сыктывкарская компания по управлению имуществом" (далее - ООО "Сыктывкарская компания по управлению имуществом"), ответственное за противопожарную безопасность. Вина Общества в совершении правонарушения не доказана, а доказана вина в совершении правонарушения ООО "Сыктывкарская компания по управлению имуществом". Заявитель указывает, что Общество не было надлежаще извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административных правонарушениях.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отдел отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.02.2014.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.04.2013 на основании распоряжений от 04.03.2013 N 116, 167 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Сыктывкарская компания по управлению имуществом" обязательных требований пожарной безопасности в зданиях, расположенных по адресам: г. Ухта, ул. Бушуева, д. 1;
г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 4.
Согласно договорам аренды от 01.10.2010 N А2010/10/1, А2010/10/2 и дополнительным соглашениям помещения в указанных зданиях переданы Обществом в аренду ООО "Сыктывкарская компания по управлению имуществом". Право собственности на данные объекты зарегистрировано за ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.11.2010.
В ходе проверки выявлены нарушения ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), Сводом правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2009), Строительными нормами и правилами 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*), Нормами пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03), Сводом правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), Строительными нормами и правилами 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (далее - СНиП 41-01-2003), Сводом правил 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 7.13130.2013).
Административным органом 15.04.2013 направлено уведомление ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях. 17.04.2013 указанное уведомление было получено представителем Общества (том 2 лист дела 20). 23.04.2013 Отделом были составлены протоколы об административных правонарушениях N 232, 233, 234. Определением от 30.04.2013 должностное лицо Отдела возвратило протоколы от 23.04.2013 в административный орган для устранения выявленных недостатков. 08.05.2013 административный орган повторно направил аналогичное уведомление в адрес Общества, которое было получено представителем ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" 14.05.2013 (том 2 лист дела 27).
17.05.2013 по результатам проверки административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении Общества от N 232, 233, 234 по результатам рассмотрения которых главным государственным инспектором г. Ухты по пожарному надзору 24.05.2013 в отношении ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" вынесено постановление N 232 о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частями 1, 4 статьи 20.4, пунктом 1 части 1 статьи 28.1, пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, статьей 1, частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
В части 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что ответственность, в том числе административную, за нарушение требований пожарной безопасности несут как собственники имущества, так и иные лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как следует из материалов дела, и установили суды, здания и помещения, расположенные по адресам: г. Ухта, ул. Бушуева, д. 1; ул. 30 лет Октября, д. 4, в которых Отделом были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, принадлежат на праве собственности ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми", которое передало их в аренду ООО "Сыктывкарская компания по управлению имуществом" на основании двух договоров аренды от 01.10.2010 N А2010/10/1 и А2010/10/2, дополнительного соглашения.
Выявленные административным органом нарушения требований пожарной безопасности в ходе проверки указанных зданий и помещений свидетельствует о том, что они касаются не текущих условий их использования арендатором, а состояния эвакуационных путей и выходов, отсутствия соответствующих автоматических установок пожарной сигнализации.
Суды правомерно пришли к выводу, что в соответствии с характером выявленных нарушений требований пожарной безопасности ответственным за обеспечение на арендуемых объектах требований пожарной безопасности является собственник этих объектов, то есть ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми".
Суды установили и это соответствует материалам дела, что рассматриваемая проверка проводилась при наличии предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" оснований с соблюдением предусмотренной им процедуры на объектах, принадлежащих на праве собственности Обществу. В ходе ее проведения административный орган соответствующим образом зафиксировал обнаруженные нарушения требований пожарной безопасности и выявил лиц, фактически отвечающих за соблюдение обязательных требований. В данном случае административный орган, обнаружил в ходе рассматриваемой проверки факты, указывающие на наличие в действиях (бездействии) заявителя событий административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, поэтому возбудил дело об административном правонарушении.
Суды также пришли к правомерному выводу, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности проводилась в отношении ООО "Сыктывкарская компания по управлению имуществом", а не в отношении ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми", не имеет юридического значения для решения вопроса о возбуждении в отношении последнего на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, признаки совершения которого были непосредственно обнаружены должностным лицом Отдела в ходе указанной проверки. Таким образом, при обнаружении в ходе проводимой в отношении одного юридического лица проверки признаков события административного правонарушения, совершенного другим юридическим лицом, уполномоченное должностное лицо в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ вправе возбудить в отношении этого другого юридического лица дело об указанном административном правонарушении.
Процессуальных нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора не выявлено.
Довод Общества о ненадлежащем извещении лица, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (заявленный только в суде кассационной инстанции) подлежит отклонению, в силу выше изложенного и как не соответствующий материалам дела.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу N А29-3958/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также пришли к правомерному выводу, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности проводилась в отношении ООО "Сыктывкарская компания по управлению имуществом", а не в отношении ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми", не имеет юридического значения для решения вопроса о возбуждении в отношении последнего на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, признаки совершения которого были непосредственно обнаружены должностным лицом Отдела в ходе указанной проверки. Таким образом, при обнаружении в ходе проводимой в отношении одного юридического лица проверки признаков события административного правонарушения, совершенного другим юридическим лицом, уполномоченное должностное лицо в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ вправе возбудить в отношении этого другого юридического лица дело об указанном административном правонарушении.
...
Довод Общества о ненадлежащем извещении лица, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (заявленный только в суде кассационной инстанции) подлежит отклонению, в силу выше изложенного и как не соответствующий материалам дела.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО "Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми" состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2014 г. N Ф01-13384/13 по делу N А29-3958/2013