Нижний Новгород |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А43-4105/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Гуляева С.В., доверенность от 01.07.2013, Симоновой А.В., доверенность от 01.07.2013,
от заинтересованного лица: Балдыгиной А.Ф., доверенность от 24.09.2013 N 12-18/026829, Крупиной Е.И., доверенность от 24.02.2014 N 12-18/004426,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего
Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.07.2013,
принятое судьей Беляниной Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013,
принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-4105/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вегаком Экс"
(ИНН: 5260316887, ОГРН: 1115260023515)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода
о признании недействительными решений от 21.12.2012 N 15771, 1840 и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Вегаком Экс" (далее - ООО "Вегаком Экс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 21.12.2012 N 15771, 1840 и взыскании 77 240 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.07.2013 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными решений от 21.12.2012 N 15771 и 1840. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Частично не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 5 статьи 157, статьи 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, поскольку суммы, полученные организациями связи от реализации данных услуг иностранным покупателям, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, то суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для оказания названных операций, не должны приниматься к вычету.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в ней, просило оставить принятые судебные акты без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, поддержали в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 27.02.2014.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2012 года, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог в сумме 2 663 471 рубля. Результаты проверки оформлены актом от 20.11.2012 N 17103. В ходе проверки установлено, что Общество неправомерно применило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость со стоимости приобретенных налогоплательщиком услуг в части, приходящейся на операции по реализации услуг международной связи иностранным покупателям, не учитываемым при определении налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 21.12.2012 N 15771 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 504 рублей. Обществу предложено начислить к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 2520 рублей, уплатить пени за неуплату данного налога в сумме 77 рублей 23 копеек, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Одновременно заместителем начальника Инспекции вынесено решение N 1840, в котором Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 663 471 рубля.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 15.02.2013 N 09-12/03534@ указанные решения Инспекции оставлены без изменения.
Не согласившись с решениями Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Общество просило взыскать с Инспекции проценты за пользование чужими денежными средствами.
Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленное требование, руководствуясь, в том числе подпунктом 1 пункта 1 статьи 146, пунктом 1 статьи 153, пунктом 5 статьи 157, пунктом 2 статьи 170, пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что суммы налога, предъявленные Обществу при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат налоговому вычету на общих основаниях.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Местом реализации услуг международной связи, оказываемых Обществом иностранным покупателям, является Российская Федерация согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса.
В соответствии с Кодексом объект налогообложения, налоговая база и налоговые льготы являются самостоятельными элементами налогообложения (статья 17 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 173 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, установленных в статье 171 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 и пунктом 8 статьи 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им товаров (работ, услуг), установленных в статьях 155 - 162 Кодекса.
Особенности определении налоговой базы, установленные в указанных статьях, связаны с особенностями осуществления облагаемых операций, к которым в силу данных особенностей не применяется общий порядок исчисления налога.
В соответствии со статьей 146 Кодекса услуги связи, в том числе услуги международной связи, по общему правилу облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом в отношении услуг международной электросвязи пунктом 5 статьи 157 Кодекса устанавливается особый порядок определения налоговой базы, связанный с особенностями реализации данных услуг, предусматривающий, что при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.
Тот факт, что пунктом 5 статьи 157 Кодекса предусмотрены особенности определения налоговой базы по операциям реализации услуг международной связи иностранным покупателям свидетельствует о том, что соответствующие операции являются объектом налогообложения и не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, Общество в соответствии с пунктом 1 статьи 153 и пунктом 8 статьи 154 Кодекса и особым порядком исчисления налоговой базы, установленным в пункте 5 статьи 157 Кодекса, исчисляло налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и в соответствии со статьей 166 Кодекса рассчитывало общую сумму налога.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество в целях исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшало общую сумму налога на сумму налоговых вычетов. Иного порядка применения налоговых вычетов в отношении услуг международной связи налоговое законодательство не устанавливает.
Ссылка Инспекции на пункт 2 статьи 170 Кодекса незаконна, поскольку порядок учета налоговых вычетов, установленный в данном подпункте, относится к налогоплательщикам, осуществляющим операции по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость либо не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобожденных от налогообложения).
Этот же вывод следует из статей 146 - 150 Кодекса, в которых определены операции, не являющиеся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость либо освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В соответствии со статьями 146, 148 Кодекса реализация услуг международной связи иностранным покупателям является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Исчерпывающий перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), содержится в статье 149 Кодекса, где реализация услуг международной связи также не поименована.
Таким образом, реализация услуг международной связи российскими операторами иностранным покупателям является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и не относится к освобождаемым от налога на добавленную стоимость операциям, а российский оператор связи в рассматриваемой ситуации является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Следовательно, к данным услугам не применяется положение пункта 2 статьи 170 Кодекса, а налоговые вычеты по рассматриваемым услугам международной связи применяются в общем порядке без дополнительных обременений контрольного характера (без раздельного учета, без выделения в отдельную налоговую декларацию). У налогоплательщика по закону отсутствует обязанность по ведению раздельного учета сумм "входного" налога на добавленную стоимость, приходящихся на услуги международной связи иностранным покупателям. Раздельный учет предусмотрен законом только при осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость, и при совершении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по разным ставкам.
Особый порядок исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленный в пункте 5 статьи 157 Кодекса, был введен в российское налоговое законодательство в соответствии с пунктом 6.1.3 Регламента международной электросвязи, принятого всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии в г. Мельбурне 09.12.1988.
Данный Регламент применяется в Российской Федерации на основании статей 4, 54 устава международного союза электросвязи, ратифицированного Федеральным законом Российской Федерации 30.03.1995 N 37-ФЗ "О ратификации устава и конвенции международного союза электросвязи". В соответствии с названным пунктом Регламента если в соответствии с национальным законодательством какой-либо страны предусматривается налог на взимание таксы за международные службы электросвязи, то этот налог взимается, как правило, только с тех международных услуг электросвязи, которые оплачиваются клиентами этой страны.
При этом в странах, ратифицировавших Регламент, особый порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг международной связи применяется в таком же порядке, как применяло его Общество, в том числе в части предъявления к вычету налога на добавленную стоимость.
Таким образом, вывод Инспекции о применении в отношении услуг международной связи, оказываемых на территории Российской Федерации, иного порядка налогообложения, чем порядок, применяющийся во всех государствах, ратифицировавших Регламент, приводит к дискриминации российских операторов связи по сравнению с зарубежными операторами связи, что является нарушением принципа добросовестного выполнения международных обязательств, предусматривающего признание приоритета обязательств по международному праву относительно национального права.
Суды установили, что реализация услуг связи является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, местом реализации услуг связи является территория Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у Инспекции отсутствовали основания для отказа Обществу в вычете и возмещении налога на добавленную стоимость, начислении сумм пеней и привлечения к ответственности в виде штрафа.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительными решения Инспекции от 21.12.2012 N 15771 и 1840.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.07.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 по делу N А43-4105/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода - без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Инспекции на пункт 2 статьи 170 Кодекса незаконна, поскольку порядок учета налоговых вычетов, установленный в данном подпункте, относится к налогоплательщикам, осуществляющим операции по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость либо не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобожденных от налогообложения).
Этот же вывод следует из статей 146 - 150 Кодекса, в которых определены операции, не являющиеся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость либо освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В соответствии со статьями 146, 148 Кодекса реализация услуг международной связи иностранным покупателям является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Исчерпывающий перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), содержится в статье 149 Кодекса, где реализация услуг международной связи также не поименована.
Таким образом, реализация услуг международной связи российскими операторами иностранным покупателям является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и не относится к освобождаемым от налога на добавленную стоимость операциям, а российский оператор связи в рассматриваемой ситуации является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Следовательно, к данным услугам не применяется положение пункта 2 статьи 170 Кодекса, а налоговые вычеты по рассматриваемым услугам международной связи применяются в общем порядке без дополнительных обременений контрольного характера (без раздельного учета, без выделения в отдельную налоговую декларацию). У налогоплательщика по закону отсутствует обязанность по ведению раздельного учета сумм "входного" налога на добавленную стоимость, приходящихся на услуги международной связи иностранным покупателям. Раздельный учет предусмотрен законом только при осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость, и при совершении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по разным ставкам.
Особый порядок исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленный в пункте 5 статьи 157 Кодекса, был введен в российское налоговое законодательство в соответствии с пунктом 6.1.3 Регламента международной электросвязи, принятого всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии в г. Мельбурне 09.12.1988.
Данный Регламент применяется в Российской Федерации на основании статей 4, 54 устава международного союза электросвязи, ратифицированного Федеральным законом Российской Федерации 30.03.1995 N 37-ФЗ "О ратификации устава и конвенции международного союза электросвязи". В соответствии с названным пунктом Регламента если в соответствии с национальным законодательством какой-либо страны предусматривается налог на взимание таксы за международные службы электросвязи, то этот налог взимается, как правило, только с тех международных услуг электросвязи, которые оплачиваются клиентами этой страны."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2014 г. N Ф01-13482/13 по делу N А43-4105/2013