Нижний Новгород |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А31-2564/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.08.2013, принятое судьей Хубеевым А.Ф., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А31-2564/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Козловы горы" (ИНН: 44011129990, ОГРН: 1104401008172)
о признании незаконным бездействия Департамента лесного хозяйства Костромской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство лесного хозяйства,
и у с т а н о в и л :
закрытое акционерное общество "Козловы горы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент), выразившегося в непредставлении в Федеральное агентство лесного хозяйства ходатайства и приложенной к нему документации о переводе земельного участка с кадастровым номером 44:07:07 20 01:407 (предыдущий номер 44:07:000000:519), общей площадью 110006.00 + 232.00 квадратного метра, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, Минское сельское поселение, местечко Козловы горы, дом 22, из земель лесного фонда в земли населенных пунктов и об обязании Департамента представить указанное ходатайство и приложенные к нему документы в Федеральное агентство лесного хозяйства в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство).
Решением суда от 09.08.2013, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013, заявленные требования удовлетворены.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оспариваемые действия Департамента соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали. Кроме того, суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, рассмотрев дело в отсутствие Агентства, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Указанное нарушение является безусловным основанием для отмены принятых судебных актов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Агентство в отзыве поддержало доводы жалобы.
Департамент и Агентство заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества (имущественный комплекс детского спортивно-оздоровительного городка), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 44:07:07 20 01:407, общей площадью 110006.00 + 232.00 квадратного метра по адресу: Костромская область, Костромской район, Минское сельское поселение (примерно в 140 метрах от д. Становщиково по направлению на запад). Разрешенное использование земельного участка - ведение лесного хозяйства.
Фактически земельный участок используется для эксплуатации детского спортивно-оздоровительного городка.
Администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в связи с государственной регистрацией права собственности Общества на объекты недвижимости детского спортивно-оздоровительного городка издала постановление 31.08.2012 N 85 "О присвоении адреса имущественному комплексу".
Согласно постановлению детскому спортивно-оздоровительному городку, размещенному на земельном участке с кадастровым номером 44:07:072001:0002, площадью 32021,57 квадратного метра, категория земель - земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование - "Для детского спортивно-оздоровительного городка", находящемся примерно в 400 метрах от д. Становщиково по направлению на запад, и на земельном участке с кадастровым номером 44:07:072001:407, площадью 110 006 + 232 квадратных метра, земли лесного фонда, находящемся примерно в 140 метрах по направлению на запад от ориентира д. Становщиково, Минское сельское поселение, Костромской район, Костромская область, находящегося за пределами участка, разрешенное использование - ведение лесного хозяйства, присвоен почтовый адрес: 156543, Костромская область, Костромской район, Минское сельское поселение, местечко Козловы горы, дом 22.
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 18.09.2012 о переводе земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов. К заявлению Общество приложило копии свидетельств о государственной регистрации прав, копию кадастрового плана на земельный участок, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, копию постановления администрации Минского сельского поселения от 31.08.2012 N 85, письмо Департамента об отсутствии на земельном участке полезных ископаемых.
Общество указало, что в результате утверждения генерального плана Минского сельского поселения Костромского муниципального района территория, на которой расположен спорный земельный участок, вошла в территорию населенного пункта, детскому лагерю присвоен соответствующий почтовый адрес. Необходимость перевода земельного участка из земель лесного фонда вызвана тем, что принадлежащий Обществу спортивный лагерь преимущественно состоит из деревянных корпусов, процент износа которых составляет от 32 до 45 в зависимости от года постройки. Лагерь функционирует только в летнее время, поскольку корпуса неотапливаемые. В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на реконструкцию или новое строительство необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок. Общество не может выкупить земельный участок и получить в установленном действующим законодательством порядке разрешение на реконструкцию и строительство корпусов, начать их восстановление, поскольку земельные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, ограничены в обороте. Общество готово начать работы по восстановлению детского лагеря, в том числе провести отопление в корпуса (газ на участке имеется), построить системы водоснабжения и канализации.
Департамент 05.10.2012 сообщил Обществу, что запрос о возможности включения указанного лесного участка в границы населенного пункта направлен в Агентство.
Согласно письму Агентства от 13.11.2012, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель иных категорий в земли населенных пунктов. Перевод лесных участков из состава земель лесного фонда, отнесенных к зеленым зонам, лесопарковым зонам, в земли других категорий приведет к уменьшению площади защитных лесов, что статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается. Таким образом, до включения лесных участков в границы населенных пунктов необходимо предварительно исключить испрашиваемые лесные участки из границ зеленой зоны, лесопарковой зоны в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007.
Департамент направил Обществу копию данного письма Агентства (письмо от 12.12.2012 N ЛХ/9063).
Посчитав, что Департамент допустил незаконное бездействие, не передав ходатайство Общества о переводе земельного участка и документации в Агентство, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие Департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и удовлетворил заявленные требования. Разрешая спор, суд руководствовался статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2 и 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), пунктами 3, 4, 7 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 (далее - Положение N 48), Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение о Рослесхозе).
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о Рослесхозе Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В силу пункта 5.4.2 Положения о Рослесхозе к полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Рослесхозе).
В силу статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ ходатайство о переводе земельного участка из одной категории земель в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.
Перечень сведений, указываемых в ходатайстве и перечень документов, подлежащих приложению к ходатайству, приведены в частях 3 и 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
В пункте 3 Положения N 48 установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (в Костромской области - Департамент), в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда и проведение соответствующих процедур согласования. Результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора. Акт выбора и прилагаемый к нему план (чертеж) являются основанием для подготовки документации, обосновывающей перевод в заявленных целях.
На основании пункта 4 Положения N 48 заявитель обеспечивает формирование обязательной документации и вместе с ходатайством представляет ее в соответствующий орган, указанный в пункте 3 данного положения.
В силу пункта 7 Положения N 48 орган, указанный в пункте 3 Положения, в двухнедельный срок с даты представления заявителем указанной в пункте 4 Положения документации представляет ее, а также документацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 Положения, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 48 Федеральное агентство лесного хозяйства в недельный срок с даты получения представленной органом, указанным в пункте 3 Положения, документации осуществляет ее рассмотрение в установленном порядке и направляет документацию в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Как следует из материалов дела и установили суды, с 18.09.2012 (даты обращения Общества с ходатайством о переводе спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов) и до вынесения судом решения Департамент в нарушение статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ и пункта 7 Положения N 48 не направил материалы в Агентство и не возвратил их заявителю с обоснованием причин возврата.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Департамент допустил незаконное бездействие.
В порядке восстановления нарушенного права, суды возложили на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем направления его ходатайства с приложенными документами в Агентство для рассмотрения по существу.
Правомерность (неправомерность) перевода спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не является предметом настоящего спора, поэтому доводы заявителя относительно указанного обстоятельства во внимание не принимаются.
Ссылка на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции, отклоняется в силу следующего.
Апелляционный суд установил, что суд первой инстанции исполнил обязанность по направлению третьему лицу судебной корреспонденции по юридическому адресу. Согласно данным с официального сайта ФГУП "Почта России" об отслеживании почтовых отправлений первое почтовое отправление, направленное Агентству, вручено адресату 06.08.2013.
Таким образом, Агентство было извещено о начавшемся судебном процессе. Вопросы регистрации поступающей корреспонденции и порядка ее передачи законному представителю относятся к организации юридическим лицом своего внутреннего документооборота.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 09.08.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по делу N А31-2564/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ ходатайство о переводе земельного участка из одной категории земель в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.
Перечень сведений, указываемых в ходатайстве и перечень документов, подлежащих приложению к ходатайству, приведены в частях 3 и 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
...
Как следует из материалов дела и установили суды, с 18.09.2012 (даты обращения Общества с ходатайством о переводе спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов) и до вынесения судом решения Департамент в нарушение статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ и пункта 7 Положения N 48 не направил материалы в Агентство и не возвратил их заявителю с обоснованием причин возврата."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 марта 2014 г. N Ф01-266/14 по делу N А31-2564/2013