Нижний Новгород |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А29-2840/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Терентьева К.Н., доверенность от 11.12.2013 N Дов/ВУ-13-0169,
от заинтересованного лица: Толмачевой Н.А., доверенность от 11.11.2013 N 02-25/12, Абрамовой О.Г., доверенность от 09.01.2014 N 02-25/1, Фроловой Г.Д., доверенность от 01.10.2012 N 02-20/17,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Воркутауголь" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013, принятое судьей Огородниковой Н.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013, принятое судьями Немчаниновой М.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И., по делу N А29-2840/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь" (ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (ИНН: 1101482803, ОГРН: 1041130401070)
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в указании в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 01.03.2013 N 163 наличия неисполненной обязанности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 16 629 593 рублей 30 копеек (КБК 18210301000010000110), в сумме 12 701 рубля 49 копеек (КБК 18210903023010000110), в сумме 1 703 721 рубля 50 копеек (КБК 18210903025010000110), в сумме 979 829 рублей 96 копеек (КБК 18210903081010000110), в сумме 2 742 778 рублей 48 копеек (КБК 18210903082020000110), в сумме 19 840 рублей 62 копеек (КБК 18210903083020000110), в сумме 32 036 рублей 71 копейки (КБК 18210905050010000110), а также налоговых санкций в сумме 179 950 рублей (КБК 18211603010010000140) без указания на утрату возможности взыскания указанных сумм ввиду истечения установленных статьями 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков на их взыскание, а также обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Воркутауголь" путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с указанием на утрату возможности взыскания указанной задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащую применению статью 59 Налогового кодекса Российской Федерации, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, задолженность в сумме 22 120 502 рубля 06 копеек существовала по состоянию на 30.12.2002 и налоговым органом пропущен срок ее взыскания. В связи с чем, указанная задолженность не подлежит отражению в справке о задолженности.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами, изложенными в ней, просила оставить принятые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители Общества и Инспекции участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Воркутауголь" обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Инспекция в адрес налогоплательщика направила справку от 01.03.2013 N 163 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.03.2013, в которой задолженность Общества перед бюджетом отражена в размере 22 300 452 рублей 06 копеек, в том числе задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами по разным видам налогов и сборов в размере 22 120 502 рублей 06 копеек и по налоговым санкциям в размере 179 950 рублей.
Общество, не согласившись с действиями налогового органа по отражению в справке от 01.03.2013 N 163 данных сумм задолженности, возможность взыскания которых утрачена, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Республики Коми отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь пунктом 10 статьи 32, статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводам, что задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами не подлежит списанию в порядке, установленном статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации; доказательств нарушения оспариваемыми действиями своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Обществом в материалы дела не представлено.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
В соответствии с пунктом 3 методических указаний по заполнению справки при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм:
- на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации;
- которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";
- которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи Справки.
Согласно пункту 4 методических указаний по заполнению справки при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Инспекция выдала Обществу справку N 163 о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.03.2013 с указанием задолженности налогоплательщика в размере 22 300 452 рублей 06 копеек, в том числе задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по разным видам налогов и сборов в размере 22 120 502 рублей 06 копеек и налоговым санкциям в размере 179 950 рублей. Задолженность в сумме 22 120 502 рублей 06 копеек представляет собой проценты за пользование бюджетными средствами, которые были начислены за 2001, 2002 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Суды указали, что обязательства, возникшие в результате реструктуризации задолженности, не относятся к налоговым обязательствам; не относятся к обязательствам, связанным с изменением срока уплаты налога и сбора, а также пеней, предусмотренным главой 9 Кодекса, а также к процентам, уплата которых предусмотрена статьей 176.1 Кодекса.
Таким образом, суды пришли к законному выводу о том, что порядок списания, установленный статьей 59 Кодекса, на указанные проценты не распространяется.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что решением Инспекции от 12.02.2004 N 04-04-22/4 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 179 950 рублей; Общество штраф не уплатило. На дату выдачи справки от 01.03.2013 N 163 срок на принудительное взыскание штрафа истек как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу, что налоговым органом право на взыскание спорной задолженности утрачено.
В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае Общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило надлежащие доказательства того, каким образом оспариваемые действия налогового органа нарушили его права и законные интересы в сфере осуществления им предпринимательской деятельности и какие неблагоприятные последствия или препятствия возникли при осуществлении предпринимательской деятельности.
Довод Общества о непринятии заявки на участие в конкурсе в соответствии с Законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" правомерно отклонен судами, поскольку основан на предположениях, не подтвержден документально и не основан на фактических обстоятельствах дела.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 04.03.2013 N 4775, подлежит отнесению на открытое акционерное общество "Воркутауголь", а излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей - возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу N А29-2840/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на открытое акционерное общество "Воркутауголь".
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Воркутауголь" 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 04.03.2013 N 4775.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что обязательства, возникшие в результате реструктуризации задолженности, не относятся к налоговым обязательствам; не относятся к обязательствам, связанным с изменением срока уплаты налога и сбора, а также пеней, предусмотренным главой 9 Кодекса, а также к процентам, уплата которых предусмотрена статьей 176.1 Кодекса.
Таким образом, суды пришли к законному выводу о том, что порядок списания, установленный статьей 59 Кодекса, на указанные проценты не распространяется.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что решением Инспекции от 12.02.2004 N 04-04-22/4 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 179 950 рублей; Общество штраф не уплатило. На дату выдачи справки от 01.03.2013 N 163 срок на принудительное взыскание штрафа истек как во внесудебном, так и в судебном порядке.
...
Довод Общества о непринятии заявки на участие в конкурсе в соответствии с Законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" правомерно отклонен судами, поскольку основан на предположениях, не подтвержден документально и не основан на фактических обстоятельствах дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2014 г. N Ф01-232/14 по делу N А29-2840/2013
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-232/14
12.03.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2840/13
29.10.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7607/13
23.07.2013 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2840/13