Нижний Новгород |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А28-11827/2013 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Николаева В.Ю., Синякиной Т.В.
без участия представителей сторон и третьего лица
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.11.2013, принятое судьей Шубиной Н.М., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013, принятое судьями Щелокаевой Т.А., Барьяхтар И.Ю., Савельевым А.Б., по делу N А28-11827/2013
по иску администрации Яранского муниципального района Кировской области (ОГРН: 1024301288758, ИНН: 4339000642)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636, ИНН: 7710168360),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497),
о взыскании убытков
и у с т а н о в и л :
администрация Яранского муниципального района Кировской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании за счет казны Российской Федерации 330 170 рублей 96 копеек убытков, возникших у Администрации в связи с возмещением расходов медицинских работников по оплате предоставленных им с 01.01.2010 по 30.11.2011 коммунальных услуг.
Требования истца основаны на статьях 15, 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что вступившими в законную силу решениями мировых судей судебного участка N 51 Яранского района Кировской области с Администрации в пользу медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Яранского муниципального района Кировской области в общей сумме взыскано 330 170 рублей 96 копеек убытков. Финансирование затрат на оплату мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, лежит на Российской Федерации. Администрация исполнила решения, в результате чего понесла убытки, которые подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции решением от 22.11.2013 удовлетворил исковые требования в заявленном объеме. При этом суд исходил из того, что финансовое обеспечение прав, социальных гарантий медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, является расходным обязательством Российской Федерации.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.12.2013 оставил решение от 22.11.2013 без изменения.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 84, 86 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы законодательства) и пунктами 12, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 23).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Минфин в лице Управления федерального казначейства по Кировской области (далее - Управление) обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.11.2013 и постановление от 26.12.2013 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к оспариванию вывода судов о том, что финансовое обеспечение социальных гарантий спорной категории граждан является расходным обязательством Российской Федерации. При этом заявитель указывает, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). С 01.01.2005 решение вопросов социальной поддержки врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическом образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие вместе с ними члены их семей было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления мер социальной поддержки медицинских работников и фармацевтическим работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, наделены органы местного самоуправления, которые и обязаны вводить эффективные правовые механизмы сохранения прежнего уровня социальной защиты спорной категории граждан. Бездействие Администрации в непринятии нормативно-правового акта, устанавливающего меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, является незаконным. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципального образования не является основанием для снятия этой обязанности с Администрации. Доказательств того, что истец обращался к Российской Федерации с просьбой о предоставлении финансовой помощи, не представлено. В связи с этим у судов отсутствовали основания для взыскания с Российской Федерации убытков.
Администрация в отзыве указала на необоснованность доводов жалобы и просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть кассационную жалобу без участия ее представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что вступившими в законную силу решениями мирового судьи судебного участка N 51 Яранского района Кировской области от 21.02.2013, от 28.02.2013, от 01.03.2013, от 21.03.2013, от 26.03.2013, от 27.03.2013, от 28.03.2013, от 01.04.2013, от 02.04.2013, от 03.04.2013, от 09.04.2013, от 10.04.2013, от 24.04.2013, от 29.04.2013, от 08.05.2013 с Администрации в пользу медицинских работников взыскано в общей сумме 330 170 рублей 96 копеек убытков, составляющих расходы в связи с непредоставлением им с 01.01.2010 по 30.11.2011 льгот по оплате освещения и отопления жилого помещения.
Администрация исполнила названные решения, что подтверждается платежными поручениями от 06.05.2013 N 754, 755, 756, 757, 758, 759, от 08.05.2013 N 770, от 14.05.2013 N 853, 854, 855, от 16.05.2013 N 861, от 31.05.2013 N 900, 913, от 03.06.2013 N 901, от 07.06.2013 N 1012, 1013, от 13.06.2013 N 1056, от 18.06.2013 N 1062, 1063, от 21.06.2013 N 1074, 1075, от 19.07.2013 N 1286, от 23.07.2013 N 1297, от 21.08.2013 N 1509.
Расходы по предоставлению льгот Администрации не были возмещены, что послужило основанием для ее обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Доказательств предоставления Кировской области или муниципальному образованию из федерального бюджета средств на реализацию установленных медицинским работникам льгот в материалы дела не представлено.
Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, и наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, должна была обеспечить органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами, однако обязанность по компенсации таких затрат не исполнила.
Удовлетворяя исковое требование в отношении требований о взыскании 330 170 рублей 96 копеек убытков, суды руководствовались Жилищным кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Доводы заявителя о том, что обеспечение социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности или поселках городского типа, не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, отклоняются.
Право на получение названных льгот являлось гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ данную льготу, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами ранее предоставленных прав. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего выделение на эти цели в недостаточном объеме денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обжалованные судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как заявители, согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.11.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу N А28-11827/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
Судьи |
В.Ю. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на получение названных льгот являлось гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ данную льготу, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами ранее предоставленных прав. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего выделение на эти цели в недостаточном объеме денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2014 г. N Ф01-524/14 по делу N А28-11827/2013