Нижний Новгород |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А82-545/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заявителя: Минеевой О.Н. (доверенность от 21.10.2013 N 011/213),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации городского округа город Рыбинск и муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.07.2013, принятое судьей Глызиной А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013, принятое судьями Ившиной ГГ., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А82-545/2013
по заявлению администрации городского округа город Рыбинск (ИНН: 7610070153, ОГРН: 1067610046459)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154),
о признании недействительными решения и предписания от 14.11.2012 по делу N 06-03/22-12,
третьи лица - муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск "Специализированная служба по вопросам похоронного дела", индивидуальный предприниматель Савинов Алексей Евгеньевич,
и у с т а н о в и л :
администрация городского округа город Рыбинск (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 14.11.2012 по делу N 06-03/22-12, в соответствии с которым Администрация признана нарушившей пункты 2, 5, 8 части 1 статьи 15 и часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), а также выданного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Определением суда от 23.01.2013 в участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" (далее - МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела", Учреждение) и индивидуальный предприниматель Савинов Алексей Евгеньевич (далее - ИП Савинов А.Е.).
Решением суда первой инстанции от 25.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.11.2013 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что Положение об организации похоронного дела в городском округе город Рыбинск, правилах работы и порядке содержания муниципальных кладбищ, утвержденное постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 19.04.2012 N 1460 "О внесении изменений в постановление главы городского округа город Рыбинск от 27.10.2006 N 695" принято в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). По его мнению, создание органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела и закрепление за ней права на оказание ритуальных услуг и захоронения не ограничивает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг и не ущемляет интересы хозяйствующих субъектов; такая служба правомочна принимать решения о выделении земельных участков для захоронения на территории общественных кладбищ, выдавать решения на захоронение, регистрировать захоронения и вести книгу учета и регистрации захоронений. Администрация полагает, что судами неправомерно не приняты во внимание и не оценены судебные акты, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела (решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2007 по делу N А82-2853/2007 и решение Ярославского областного суда от 03.06.2013 по делу N 30-2-154/2013), в которых были выяснены обстоятельства, касающиеся отсутствия нарушений в содержании отдельных пунктов рассматриваемого антимонопольным органом Положения об организации похоронного дела.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Учреждение в кассационной жалобе полагает, что суды неправильно истолковали Закон N 131-ФЗ и Закон о погребении; их вывод о том, что возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта не соответствует действующему законодательству, является неверным и противоречит статьям 209 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. При принятии судебных актов суды необоснованно приняли во внимание правовую позицию, изложенную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 в постановлении N 12027/07, так как в названном постановлении рассматривался вопрос о муниципальном предприятии "Ритуальные услуги", которое являлось коммерческой организацией, тогда как МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" представляет собой некоммерческую организацию.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Третьи лица, отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом при осуществлении мониторинга актов органов местного самоуправления было выявлено постановление администрации городского округа город Рыбинск от 19.04.2012 N 1460 "О внесении изменений в постановление главы городского округа город Рыбинск от 27.10.2006 N 695", которым утверждено Положение об организации похоронного дела в новой редакции, содержащее признаки нарушения пунктов 2, 5, 8 части 1 статьи 15 и части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ (далее - Положение об организации похоронного дела).
Кроме того, 17.09.2012 в адрес антимонопольного органа поступила жалоба ИП Савинова А.Е. на действия МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела", создающие препятствия доступу на рынок ритуальных услуг.
Приказом исполняющего обязанности руководителя Управления от 06.07.2012 N 338 в отношении Администрации по факту принятия постановления от 19.04.2012 N 1460, наделения Учреждения функциями органов местного самоуправления, а также контрольно-распорядительного характера возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 06-03/22-122.
В ходе рассмотрения данного дела антимонопольным органом были исследованы вопросы организации и осуществления ритуальных услуг в городе Рыбинске Ярославской области и установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1.8 Устава МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела", утвержденного постановлением Администрации от 27.12.2011 N 4534, Учреждение создано для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа город Рыбинск в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В Уставе перечислены виды деятельности, которые Учреждение осуществляет для достижения этих целей, среди которых:
- организация погребения и предоставление связанных с ним ритуальных услуг, в том числе оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего в морг, на кладбище; погребение.
- организация похоронного обслуживания, ведение и выдача гражданам (организациям) соответствующей документации;
- учет и инвентаризация захоронений, учет и выделение земельных участков для захоронений, ведение и хранение книг регистрации захоронений;
- содержание мест погребения (городских кладбищ, воинских и мемориальных захоронений), в том числе выполнение работ по текущему и капитальному ремонту дорог, тротуаров, элементов водоснабжения, наружного освещения и других инженерных сооружений, благоустройство и санитарная очистка, проведение работ по озеленению и уходу за зелеными насаждениями, сбор и утилизация бытовых отходов и мусора, а также контроль за содержанием мест погребения;
- выполнение функций заказчика по содержанию кладбищ и мест захоронения, по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту городских кладбищ и мест погребения, в том числе, зданий, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры.
В Уставе также перечислены виды приносящей доход деятельности, которые может осуществлять Учреждение:
- предоставление услуг похоронной службы или организатора похорон;
- услуги по уходу за могилами и прочими местами захоронений;
- предоставление транспорта, в том числе пассажирского, для сопровождения похорон;
- предоставление транспорта для перевозки тела умершего;
- торговля похоронными принадлежностями и сопутствующими товарами для организации похоронного ритуала;
- изготовление гробов, траурных венков, искусственных цветов, лент, гирлянд, временных надгробных сооружений.
Проанализировав данные положения Устава, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что Учреждение наделено рядом функций организационно-распорядительного характера в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, которые относятся к полномочиям органов местного самоуправления. В то же время МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" предоставлено право оказывать приносящие доход ритуальные услуги, что дает основание считать Учреждение хозяйствующим субъектом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Положением об организации похоронного дела специализированная служба по вопросам похоронного дела - это организация, создаваемая органами местного самоуправления городского округа город Рыбинск в предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах, к компетенции которых относится оказание услуг по погребению.
Пунктом 3 постановления Администрации от 27.10.2006 N 695 (в редакции постановления Администрации от 19.04.2012 N 1460) статус специализированной службы по вопросам похоронного дела присвоен МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела".
В Положении об организации похоронного дела за специализированной службой также закреплены организационно-распорядительные функции органов местного самоуправления:
- ведение книги учета и регистрации захоронений (пункт 3.2), выдача разрешения на захоронение (пункт 3.4);
- установление возможности захоронения умершего в родственную могилу или родственное захоронение (пункт 3.9);
- рассмотрение вопросов перерегистрации захоронения (пункт 3.18);
- выдача разрешения на все работы на кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений (пункт 4.7);
- выдача разрешений на осуществление предпринимательской деятельности (торговлю цветами, предметами похоронного ритуала, материалами по благоустройству могил) на кладбище и земельных участках, закрепленных за специализированной службой по вопросам похоронного дела, в ведении которой находится кладбище, с заключением со службой договора хозяйствующими субъектами (пункт 5.5);
- выдача пропуска на проезд специализированного автотранспортного средства (катафалка) на территорию кладбища (пункт 5.7);
- выдача пропуска для похоронной процессии (пункт 5.9); определение порядка и стоимости въезда на территорию кладбищ прочих автотранспортных средств (пункт 5.10).
В соответствии с пунктом 6.3 Положения об организации похоронного дела специализированная служба обеспечивает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:
- доступное ритуальное обслуживание жителей городского округа город Рыбинск, предоставление полного комплекса услуг по погребению;
- формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению и документов, отражающих захоронение умерших на муниципальных кладбищах и установку надмогильных сооружений;
- соблюдение санитарных и экологических требований к размещению мест погребения.
Вместе с тем пунктом 6.2 Положения предусмотрено, что оказание услуг по погребению является обязательным и основным видом деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Пункт 6.6 Положения об организации похоронного дела предоставляет специализированной службе право оказывать дополнительные услуги:
- предоставление услуг похоронной службы или организатора похорон;
- услуги по уходу за могилами и прочими местами захоронений;
- предоставление транспорта, в том числе пассажирского, для сопровождения похорон;
- предоставление транспорта для перевозки тела умершего;
- торговля похоронными принадлежностями и сопутствующими товарами для организации похоронного ритуала;
- изготовление гробов, траурных венков, искусственных цветов, лент, гирлянд, временных надгробных сооружений;
- другие услуги в соответствии с Уставом.
С учетом изложенного комиссия Управления установила, что Положение об организации похоронного дела, а также Устав наделяют МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" как хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления по организации похоронного дела.
Пунктом 2.3 Положения об организации похоронного дела установлено, что услуги по гарантированному перечню услуг по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно представленным документам земельные участки муниципальных кладбищ переданы в постоянное (бессрочное) пользование МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела", однако возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы Законом о погребении не предусмотрена.
Управление посчитало, что указанное обстоятельство дополнительно подчеркивает исключительное положение МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению на территории города Рыбинска.
Вместе с изложенными пунктами Положения об организации похоронного дела, как отметил в решении антимонопольный орган, это создает возможность Учреждению определять и контролировать условия осуществления предпринимательской деятельности другими хозяйствующими субъектами, в том числе его непосредственными конкурентами.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком были проанализированы типовые бланки на оказание ритуальных услуг, прейскуранты цен на услуги, утвержденные директором Учреждения, заключенные с третьим лицом договоры на оказание соответствующих услуг.
По результатам рассмотрения материалов дела комиссия Управления пришла к выводу о том, что создание Администрацией специализированной организации - МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" в качестве субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность на рынке ритуальных услуг, наделение его функциями и полномочиями как хозяйствующего субъекта, так и органа местного самоуправления по организации похоронного дела, наделение его земельными участками в постоянное (бессрочное) пользование, свидетельствует о нарушении со стороны Администрации положений Закона N 135-ФЗ, поскольку данные действия влекут или могут повлечь за собой ограничение конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
Управление 30.10.2012 приняло решение по делу N 06-03/22-12 (в полном объеме изготовлено 14.11.2012), в соответствии с которым Администрация признана нарушившей пункты 2, 5, 8 части 1 статьи 15 и часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании пункта 2 резолютивной части названного решения в адрес органа местного самоуправления выдано обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в соответствии с которым Администрации надлежало отменить действующее Положение об организации похоронного дела, а также принять в соответствии с имеющимися полномочиями нормативный правовой акт, регулирующий организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения в городском округе город Рыбинск, исключив при этом указанные в решении по делу N 06-03/22-12 нарушения антимонопольного законодательства, а также при необходимости принять меры организационно-распорядительного характера для организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 4, пунктами 2, 5, 8 части 1 и частью 3 статьи 15 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, статьями 9, 25 Закона о погребении, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности принятых антимонопольным органом решения и предписания, в связи с чем отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2); установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5); создание дискриминационных условий (пункт 8).
В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет, в том числе на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
При этом согласно статье 4 названного Закона, под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход.
Нарушение указанного запрета выявлено антимонопольным органом в следующих действиях (бездействии) Администрации: "создание специализированной организации - МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" в качестве субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность на рынке ритуальных услуг; наделение его функциями и полномочиями как хозяйствующего субъекта и как органа местного самоуправления по организации похоронного дела; наделение его земельными участками в бессрочное пользование.
Управление установило, что названные действия (бездействие) Администрации влекут (или могут повлечь) за собой ограничение конкуренции на рассматриваемом товарном рынке; образуют нарушение пунктов 2, 5, 8 части 1, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В силу статьи 9 Закона о погребении специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу или близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
На основании статьи 25 Закона N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с названным Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов в целях реализации своих полномочий в данной сфере создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (статья 29 Закона N 8-ФЗ).
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Таким образом, именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Вместе с тем из положений статьи 25 Закона N 8-ФЗ не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб, и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ней услуг.
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что предоставление мест под захоронение на кладбищах, организация ритуальных услуг (в том числе организация оказания этих услуг) относятся исключительно к компетенции органов местного самоуправления и не могут быть делегированы хозяйствующему субъекту.
Суды установили, что в соответствии с пунктами 1.10, 2.6, 2.7, 2.8 Устава МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела", утвержденного постановлением Администрации от 27.12.2011 N 4534, Учреждение создано в том числе с целью получения дохода, регламентирована возможность его получения и использования.
Суды исследовали вопрос относительно права и его реализации на получение третьим лицом дохода от осуществляемой им деятельности.
В оспариваемом решении Управления Администрации вменяется наделение хозяйствующего субъекта - МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" - полномочиями органов местного самоуправления в вопросах похоронного дела, которые в силу пункта 22 статьи 14 Закона N 131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения, в частности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В то же время из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделение хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения названными Законами N 131-ФЗ и 8-ФЗ не предусмотрена.
Суды установили, что Администрация в нарушение приведенных норм наделила МБУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" полномочиями, относящимися к компетенции органа местного самоуправления и их организационно-распорядительным функциям.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного податели кассационных жалоб в материалы дела не представили.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в данном случае устранения (угрозы устранения) конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
Ссылка судов на постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.08 N 12027/07 является обоснованной.
Выводы, сделанные Управлением в оспариваемом решении и предписании, соответствуют изложенному правовому подходу, в том числе - применительно к угрозе наступления негативных последствий для конкуренции.
Соответственно, обоснованным следует признать вывод ответчика о нарушении Администрацией части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного правого подхода, а также возможности применения указанной статьи, в том числе при наступлении угрозы негативных последствий для конкуренции, суды обоснованно не исследовали ссылки ответчика на составы нарушений, предусмотренные пунктами 2, 5, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, как не влияющие на вывод судов.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа законными и обоснованными.
Доводы заявителей признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационные жалобы заявителей не подлежат удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Администрации не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты государственной пошлины.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Учреждения в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.07.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по делу N А82-545/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы администрации городского округа город Рыбинск и муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск "Специализированная служба по вопросам похоронного дела" относятся на заявителя.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделение хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения названными Законами N 131-ФЗ и 8-ФЗ не предусмотрена.
...
Ссылка судов на постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.08 N 12027/07 является обоснованной.
Выводы, сделанные Управлением в оспариваемом решении и предписании, соответствуют изложенному правовому подходу, в том числе - применительно к угрозе наступления негативных последствий для конкуренции.
Соответственно, обоснованным следует признать вывод ответчика о нарушении Администрацией части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного правого подхода, а также возможности применения указанной статьи, в том числе при наступлении угрозы негативных последствий для конкуренции, суды обоснованно не исследовали ссылки ответчика на составы нарушений, предусмотренные пунктами 2, 5, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, как не влияющие на вывод судов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 марта 2014 г. N Ф01-508/14 по делу N А82-545/2013