Нижний Новгород |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А79-14014/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Димитриева Юрия Николаевича на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013, принятое судьями Насоновой Н.А., Казаковой Н.А., Родиной Т.С., по делу N А79-14014/2012
по иску Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"" (ИНН: 1660061210, ОГРН: 1021603620323)
к индивидуальному предпринимателю Димитриеву Юрию Николаевичу (ИНН: 211606012833, ОГРН: 304213512000104)
о взыскании ущерба
и у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентство" (далее - ФГК "Управление федеральных автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентство", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Димитриеву Юрию Николаевичу (далее - ИП Димитриев Ю.Н.) о взыскании материального ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, в сумме 101 057 рублей 65 копеек.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.04.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 решение суда отменено: с ИП Димитриева Ю.Н. в пользу ФГК "Управление федеральных автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентство" взыскано 101 057 рублей 65 копеек.
ИП Димитриев Ю.Н. не согласился с постановлением суда апелляционной инстанции и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд не применил Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"; сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, акт весового контроля от 24.02.2012 N 215/84 не является достоверным доказательством по делу. ИП Димитриев Ю.Н. также полагает, что Учреждение не представило надлежащих доказательств, подтверждающих расстояние между осями транспортного средства (и, как следствие, превышение нагрузок на оси), пройденное транспортным средством расстояние по федеральным дорогам, маршрут движения (при наличии альтернативных маршрутов различной протяженности и подведомственности дорог).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и дополнении к ней, поддержаны ИП Димитриевым Ю.Н. и его представителем в судебном заседании 11.03.2014.
ФГК "Управление федеральных автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентство" отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 18.03.2014.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.02.2010 специалисты стационарного пункта весового контроля N 47, расположенного на федеральной автомобильной дороге "Вятка", выявили превышение по массе и осевой нагрузки при перевозке груза в отсутствие специального разрешения водителем Казаковым В.И., управлявшим автомобилем "Volvo YNL", государственный регистрационный номер Р278ЕВ 21 с полуприцепом "SAMRO S338RJPH1", государственный регистрационный номер АВ 4563 21, принадлежащим ИП Димитриеву Ю.Н.
По данному факту составлен акт N 215/84, согласно которому выявлено превышение общей массы (при допустимой массе автомобиля 38,06 тонны, фактическая составила 46,92 тонны) и осевых нагрузок: при допустимой осевой нагрузке на 4 ось 7,51 тонны фактическая нагрузка на ось составила 8,88 тонны, при допустимой нагрузке на 5 ось 7,51 тонны фактическая нагрузка составила 9,11 тонны, при допустимой нагрузке на 6 ось 7,51 тонны фактическая нагрузка составила 9,03 тонны; компенсация за ущерб, причиненный ИП Димитриевым Ю.Н. автомобильной дороге "Вятка", составила 101 057 рублей 65 копеек.
08.06.2012 ФГК "Управление федеральных автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентство" направило ИП Димитриеву Ю.Н. претензию, в которой предложило возместить причиненный ущерб.
ИП Димитриев Ю.Н. добровольно ущерб не возместил, поэтому Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Руководствуясь статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении иска. Суд пришел к выводу о недостоверности результатов, указанных в акте весового контроля, в связи с этим признал недоказанным факт причинения ущерба федеральной дороге и размер ущерба.
Первый арбитражный апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил его решение. Суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования и удовлетворил его.
Рассмотрев кассационную жалобу и дополнение к ней, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 3 этой же статьи для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
В части 8 статьи 31 названного Федерального закона указано, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
В силу пункта 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (пункт 3 Правил возмещения вреда).
Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства (подпункт "а"); размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (подпункт "б"); протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства (подпункт "в"); базового компенсационного индекса текущего года (подпункт "г").
В пункте 6 Правил возмещения вреда приведена формула, по которой рассчитывается размер платы в счет возмещения вреда применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 названного Порядка при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств и составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р создана служба весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, утверждены Положение о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации и Регламент функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Регламент).
Регламент (действовавший на момент возникновения спорных отношений) определяет порядок действий работников федеральных управлений автомобильных дорог, управлений автомагистралей, органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять функции управления федеральными автомобильными дорогами, стационарных и передвижных пунктов весового контроля по контролю за перевозкой тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и соблюдением допустимых весовых параметров автомобильного транспорта при проезде по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно пункту 2.1 Регламента выявление транспортных средств с весовыми параметрами, превышающими допустимые, производится инспектором - оператором стационарного пункта весового контроля (далее - СПВК) путем их поосного взвешивания в движении с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги.
На основании пункта 2.3 регламента при определении с помощью автоматизированной системы контроля весовых параметров факта превышения допустимых весовых параметров транспортного средства инспектор - оператор СПВК немедленно информирует об этом сотрудников подразделений Госавтоинспекции МВД России или Ространсинспекции Минтранса России для принятия ими необходимых мер к остановке транспортного средства и совместно с ними проверяет наличие у перевозчика разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Российской Федерации.
При несогласии водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором - оператором СПВК на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров (пункт 3.2 регламента).
При взвешивании в передвижном пункте весового контроля после остановки транспортного средства немедленно производится измерение нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства в статическом режиме (пункт 3.9 Регламента).
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что взвешивание транспортных средств в движении с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, проводится только для выявления автомобилей с нарушениями параметров нагрузки в процессе движения потока автотранспортных средств на проезжей части, при этом обязательного порядка взвешивания транспортного средства в движении на данном этапе не установлено. Окончательным при определении весовых параметров является взвешивание транспортного средства на специальной площадке, оборудованной весами для контрольного взвешивания (в статическом режиме).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суд апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что актом 24.02.2012 N 215/84 установлен факт превышения транспортным средством ответчика установленных ограничений по массе и нагрузок на оси при перевозке грузов.
Доказательства получения ИП Димитриевым Ю.Н. разрешения на перевозку тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге "Вятка" (маршрут Чебоксары - Тюмень) в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об обоснованности требования истца и, поскольку документы, свидетельствующие о возмещении вреда, причиненного транспортным средством ответчика, отсутствуют, взыскал с последнего плату за провоз тяжеловесного груза в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортным средством, принадлежащим предпринимателю.
Расчет заявленной истцом суммы ущерба судом проверен и признан верным.
Выводы суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им.
Довод заявителя о неприменении судом Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку отношения по возмещению вреда, причиненного федеральным автомобильным дорогам, регулируются иными нормами.
Остальные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судом апелляционной инстанции выводы и направлены на их переоценку, поэтому подлежат отклонению судом округа на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ИП Димитриева Ю.Н.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 по делу N А79-14014/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Димитриева Юрия Николаевича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Димитриева Юрия Николаевича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок).
...
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р создана служба весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, утверждены Положение о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации и Регламент функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Регламент).
...
Довод заявителя о неприменении судом Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку отношения по возмещению вреда, причиненного федеральным автомобильным дорогам, регулируются иными нормами."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 марта 2014 г. N Ф01-66/14 по делу N А79-14014/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-66/14
18.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-306/14
02.12.2013 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3395/13
26.08.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3395/13
17.04.2013 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-14014/12