Нижний Новгород |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А38-3624/2013 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Пипикиной И.В. (доверенность от 31.12.2013 N 5048)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.09.2013, принятое судьей Камаевой А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013, принятое судьями Смирновой И.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н., по делу N А38-3624/2013
по заявлению администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" (ИНН: 1203001273, ОГРН: 1021200560150)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (ИНН: 1215026787, ОГРН: 1021200772251)
о признании недействительным пунктов 1 и 3 решения,
третье лицо - закрытое акционерное общество "Звениговский городской молочный комбинат",
и у с т а н о в и л :
администрация муниципального образования "Звениговский муниципальный район" (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление, антимонопольный орган) от 10.06.2013 по делу N 02-11/01-13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Звениговский городской молочный комбинат" (далее - ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат").
Решением суда от 10.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Орган местного самоуправления указывает, что объявление о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 40 квадратных метров для строительства магазина, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Гагарина, участок 17а, вид права - аренда было опубликовано в газете "Звениговская неделя" от 09.10.2009 N 41(9126), акт выбора земельного участка оформлен 09.08.2010, заявлений от иных лиц, претендующих на указанный земельный участок, в Администрацию не поступало; таким образом, органом местного самоуправления соблюдена процедура предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта. Управление не доказало, что предварительное согласование и передача ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" сформированного земельного участка в аренду для строительства магазина ограничивает конкуренцию.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения в отношении Администрации плановой проверки Управление выявило следующие обстоятельства.
В орган местного самоуправления 29.09.2009 поступило заявление ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" о предоставлении земельного участка площадью 40 квадратных метров в аренду для торговой палатки в районе школы-интернат по улице Гагарина.
Постановлением Администрации от 08.10.2009 N 1077 на кадастровой карте Звениговского района утверждена схема расположения земельного участка площадью 40 квадратных метров, месторасположение земельного участка: Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Гагарина, участок 17а.
В газете "Звениговская неделя" от 09.10.2009 Администрация опубликовала объявление о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 40 квадратных метров для строительства магазина, местоположение: Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Гагарина, участок 17а, вид права - аренда.
Указанный земельный участок 28.01.2010 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 12:14:2502005:30. При этом заявление о постановке на государственный кадастровый учет подано 23.12.2009 ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат".
ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" 05.08.2010 обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании земельного участка под строительство магазина площадью 40 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Гагарина, участок 17а.
Постановлением Администрации от 10.08.2010 N 596 ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" предварительно согласовано место размещения магазина на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Гагарина, участок 17а, утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства от 09.08.2010.
ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" 17.08.2010 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 40 квадратных метров под строительство магазина, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Гагарина, участок 17а.
Постановлением Администрации от 17.08.2011 N 659 спорный земельный участок предоставлен ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" в аренду для строительства магазина сроком на 49 лет.
Во исполнение указанного постановления орган местного самоуправления и ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" заключили договор аренды от 17.08.2011 N 66-Д указанного земельного участка, который передан обществу по акту приема-передачи.
Изучив приведенные обстоятельства, Управление пришло к выводу о том, что ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" был предоставлен в аренду для строительства магазина сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 12:14:2502005:30, общей площадью 40 квадратных метров, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, г. Звенигово, ул. Гагарина, участок N 17а, без проведения торгов.
По результатам рассмотрения возбужденного на этом основании дела N 02-11/01-13 антимонопольный орган принял решение от 10.06.2013, в соответствии с которым действия Администрации признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части предварительного согласования и передачи ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" сформированного земельного участка в аренду для строительства магазина (пункт 1); в связи с расторжением договора аренды предписание не выдано (пункт 2); решено передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства (пункт 3).
Администрация не согласилась с решением антимонопольного органа в части пунктов 1 и 3 и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 162, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 28, статьями 29, 30, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 15, статьями 22, 23, 41 Закона о защите конкуренции, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и при этом исходил из правомерности принятого в оспариваемой части антимонопольным органом решения.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Суды установили, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в ведении муниципального образования Звениговского района Республики Марий Эл, является Администрация.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Наличие сформированного земельного участка исключает возможность повторного проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта на этом же земельном участке, то есть проведения в отношении земельного участка мероприятий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела и установили суды, земельный участок, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Гагарина, участок 17а, поставлен на кадастровый учет 28.01.2010. Следовательно, на момент принятия Администрацией постановления от 10.08.2010 N 596 о предварительном согласовании места для строительства магазина ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" земельный участок был сформирован. В связи с этим предоставление в аренду спорного земельного участка должно осуществляться в порядке, определенном пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 указанной статьи, если иной порядок не установлен Кодексом.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Суды установили, что Администрация нарушила установленный пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления под строительство земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации информирование органами местного самоуправления о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок и проведения торгов с участием всех желающих приобрести его лиц, то есть оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.
При этом по смыслу подпункта 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в объявлении должна содержаться не информация о намерениях Администрации, а предложение приобрести земельный участок и обратиться с соответствующим заявлением по определенному адресу.
В газете "Звениговская неделя" от 09.10.2009 действительно имелась предварительная публикация о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства магазина. Однако информационное сообщение не свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления требований закона о надлежащем информировании о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, поскольку в нем отсутствуют сведения о том, что участок поставлен на кадастровый учет, не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка. Кроме того, публикация в газете не содержала сведений о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Следовательно, у Администрации отсутствовали основания для удовлетворения заявления ЗАО "Звениговский городской молочный комбинат" и организации процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов.
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Суды обоснованно указали, что строительство магазина подразумевает использование земельного участка в целях осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, в связи с чем его предоставление конкретному лицу без проведения торгов и надлежащего предварительного информирования о них нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает преимущества отдельным лицам и ограничивает конкуренцию между субъектами предпринимательской деятельности в соответствующей сфере.
Кроме того, действия Администрации нарушают права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере землепользования, которые по смыслу подпунктов 4, 11 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 15, пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации считаются равными и предполагают обязанность органов местного самоуправления обеспечить гарантии доступа населения к участию в принятии решений о предоставлении прав на землю и к ее получению.
В силу изложенного является правомерным вывод судов о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом округа в полном объеме и отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.09.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А38-3624/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно указали, что строительство магазина подразумевает использование земельного участка в целях осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, в связи с чем его предоставление конкретному лицу без проведения торгов и надлежащего предварительного информирования о них нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает преимущества отдельным лицам и ограничивает конкуренцию между субъектами предпринимательской деятельности в соответствующей сфере.
Кроме того, действия Администрации нарушают права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере землепользования, которые по смыслу подпунктов 4, 11 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 15, пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации считаются равными и предполагают обязанность органов местного самоуправления обеспечить гарантии доступа населения к участию в принятии решений о предоставлении прав на землю и к ее получению.
В силу изложенного является правомерным вывод судов о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2014 г. N Ф01-594/14 по делу N А38-3624/2013