Нижний Новгород |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А82-9044/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 11.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.
при участии представителей
от истцов - прокурора Ярославской области: Дьячкова Д.А. и Кузьмина А.Г. (удостоверения N 130080 и 152656) и Федерального агентства лесного хозяйства: Винокуровой А.О. (доверенность от 03.03.2014),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Красный Перекоп": Власовой А.В. (доверенность от 12.08.2013),
от третьего лица - Департамента лесного хозяйства Ярославской области: Хитрова И.А. (доверенность от 14.03.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы - прокурора Ярославской области и Департамента лесного хозяйства Ярославской области на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013, принятое судьями Тетерваком А.В., Малых Е.Г., Савельевым А.Б., по делу N А82-9044/2013 Арбитражного суда Ярославской области
по иску прокурора Ярославской области
к администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7617002900, ОГРН: 1027601461623) и обществу с ограниченной ответственностью "Красный Перекоп" (ИНН: 7617008010, ОГРН: 1087611000927)
о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент лесного хозяйства Ярославской области и Барабанов Валерий Викторович,
и у с т а н о в и л :
в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Ярославской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Теруправление) с уточненным иском к администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Красный Перекоп" (далее - ООО "Красный Перекоп", Общество) о признании недействительным договора купли-продажи от 29.11.2012 N 61 земельного участка площадью 24 270 000 квадратных метров, с кадастровым номером 76:05:000000:150.
Исковые требования основаны на статьях 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Администрация не вправе была распоряжаться участком лесного фонда, находящимся в федеральной собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Ярославкой области (далее - Департамент) и Барабанов Валерий Викторович.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 02.10.2013 удовлетворил иск по заявленным основаниям. Руководствуясь статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX, статьей статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, статьями 19 и 72 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997, статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 и статьями 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, суд установил, что по своим техническим характеристикам спорный участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления не имел полномочий на распоряжение спорным имуществом.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 27.12.2013 отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебные акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционная инстанция исходила из того, что единственным доказательством, определяющим категорию земельного участка, являются сведения Государственного кадастра недвижимости, согласно которым участок учтен как сельскохозяйственный, и что правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение спорных земель к лесному фонду, и доказательств, свидетельствующих об их разграничении в собственность Российской Федерации, не представлено.
Не согласившись с постановлением, Прокурор и Департамент обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявители настаивают на недействительности договора купли-продажи от 29.11.2012 N 61 земельного участка лесного фонда и считают, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 09.09.2013 N ВАС-11792/13.
В судебном заседании заявители поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
В отзывах на кассационную жалобу и в судебном заседании ООО "Красный Перекоп" указало на ошибочность аргументов заявителей и просило оставить постановление апелляционного суда без изменения, а Рослесхоз настаивал на отмене оспариваемого судебного акта.
Рассмотрение настоящего дела откладывалось судом на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 10 часов 00 минут 10.04.2014.
Администрация и Барабанов В.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее и заслушав полномочных представителей участвующих в деле лиц, окружной суд пришел к следующему.
Как видно из документов и установил суд, согласно проекту организации и ведения лесного хозяйства Даниловского межхозяйственного лесхоза, составленному в 1991 году Узбекским лесоустроительным предприятием Всесоюзного объединения "Леспроект" Государственного комитета СССР по лесу, и плану лесонасаждений колхоза "Красный Перекоп" в пользовании колхоза находилось 2294 гектара лесных земель, в том числе 2229 гектаров, которые покрыты лесом I и II групп и использовались в заготовлении древесины.
Постановлением Администрации от 19.11.1992 N 790 "Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения) земель реорганизованного колхоза "Красный Перекоп" колхозу передано бесплатно 3151 гектар земли, включающий пашни, сенокосы, пастбища и 259 гектаров прочих угодий, и в аренду с правом выкупа 193 гектара земли, в том числе шесть гектаров прочих угодий.
На основании постановления Администрации от 02.02.1996 N 44 произведена замена ранее выданного колхозу свидетельства о землепользовании на свидетельство N 57, подтвердившее право сельскохозяйственной организации на пользование 2427 гектарами несельскохозяйственных угодий.
В целях уточнения площадей земельных угодий по формам прав на землю, для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав Администрация издала постановление от 29.01.2007 N 62, согласно которому внесла изменения в постановление Администрации от 19.11.1992 N 790 и закрепила за сельскохозяйственным производственным кооперативом "Красный Перекоп" на праве постоянного (бессрочного) пользования 2427 гектаров земли и на праве собственности 299 гектаров земли.
По сведениям Государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:150, площадью 24 270 000 квадратных метров поставлен на кадастровый учет 22.08.2007, как ранее учтенный, и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 17.02.2011 по делу N 3-8/2011 признан недействующим подпункт 26 приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначении в категорию земель лесного фонда по причине нарушения порядка проведения названной процедуры, а именно в отсутствие согласия правообладателя участка - Кооператива на такой перевод.
На основании постановлений Администрации от 19.11.2012 N 1349 и от 27.11.2012 N 1382 и в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей Администрация (продавец) и ООО "Красный Перекоп" (покупатель) заключили договор купли-продажи от 29.11.2012 N 61 земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 24 270 000 квадратных метров, с кадастровым номером 76:05:000000:150, расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: Ярославская область, Даниловский район, деревня Туфаново, кооператив "Красный Перекоп", ГУ ЯО "Даниловское лесничество", Середское участковое лесничество, квартал 401 - 423.
Посчитав, что сделка купли-продажи от 29.11.2012 N 61 заключена ответчиками в отношении земельного участка лесного фонда, на распоряжение которого орган местного самоуправления не имел полномочий, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Суд первой инстанции установил и материалами дела удостоверяется, что спорный земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:150 занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1), и с начала его использования правопредшественником Общества фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда. Причисление данного участка к лесному фонду также подтверждается материалами лесоустройства. Иных достаточных документов, являющихся основанием для отнесения лесного участка к землям сельскохозяйственного назначения, понятие которым дано в пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Отменяя решение и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исключительно руководствовался данными кадастрового учета, содержащимися в кадастровой выписке о земельном участке от 07.05.2013, согласно которой спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, и решением Ярославского областного суда от 17.02.2011 по делу N 3-8/2011, которым признан недействующим подпункт 26 приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначении в категорию земель лесного фонда.
Однако апелляционная инстанция не учла, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица, а названный акт суда общей юрисдикции не является актом о переводе земель из одной категории в другую в смысле, придаваемом Законом о переводе земель и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не относит спорный участок к землям сельскохозяйственного назначения, так как данное обстоятельство в рамках этого дела не исследовалось и не устанавливалось.
Таким образом, вывод суда второй инстанции о причислении земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:150 к землям сельскохозяйственного назначения является ошибочным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на неверном толковании норм материального права.
Вопреки статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Администрация при заключении договора купли-продажи земельного участка от 29.11.2012 N 61 распорядилась не принадлежащим ей имуществом, поэтому суд первой инстанции правомерно признал эту сделку недействительной (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного окружной суд счел, что постановление апелляционной инстанции от 27.12.2013 не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене на основании частей 1 и 2 (пункт 3) статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а решение суда первой инстанции, как соответствующее требованиям закона, - оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам Прокурора и Департамента не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 5 части 1), 288 (частью 1, пунктом 3 части 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу N А82-9044/2013 Арбитражного суда Ярославской области отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.10.2013 по указанному делу.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исключительно руководствовался данными кадастрового учета, содержащимися в кадастровой выписке о земельном участке от 07.05.2013, согласно которой спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, и решением Ярославского областного суда от 17.02.2011 по делу N 3-8/2011, которым признан недействующим подпункт 26 приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначении в категорию земель лесного фонда.
Однако апелляционная инстанция не учла, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица, а названный акт суда общей юрисдикции не является актом о переводе земель из одной категории в другую в смысле, придаваемом Законом о переводе земель и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не относит спорный участок к землям сельскохозяйственного назначения, так как данное обстоятельство в рамках этого дела не исследовалось и не устанавливалось.
...
Вопреки статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Администрация при заключении договора купли-продажи земельного участка от 29.11.2012 N 61 распорядилась не принадлежащим ей имуществом, поэтому суд первой инстанции правомерно признал эту сделку недействительной (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2014 г. N Ф01-1051/14 по делу N А82-9044/2013
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1051/14
27.12.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9935/13
12.11.2013 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9738/13
02.10.2013 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9044/13