Нижний Новгород |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А82-6386/2008 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.
при участии представителя
от Федерального агентства лесного хозяйства: Винокуровой А.О. (доверенность от 03.03.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу - Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.02.2011, принятое судьей Чистяковой О.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011, принятое судьями Поляковой С.Г., Великоредчаниным О.Б., Чернигиной Т.В., по делу N А82-6386/2008
по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Волга" (ИНН: 7621005477, ОГРН: 1027601602753)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7621003399, ОГРН: 1027601598573
о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области и Департамент лесного хозяйства Ярославской области,
и у с т а н о в и л :
сельскохозяйственный производственный кооператив "Волга" (далее - СПК "Волга", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее - Комитет) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка площадью 456 гектаров, с кадастровым номером 76:09:080000:0002, расположенного в Диево-Городищенском сельском округе Некрасовского района Ярославской области.
Исковое требование основано на статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 6-1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з) и мотивировано использованием истцом земельного участка на праве аренды, что дает ему право на приобретение земельного участка в собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области (далее - Теруправление) и Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент).
Арбитражный суд Ярославской области решением от 11.06.2009 отказал в удовлетворении иска, поскольку в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не вправе распоряжаться участком лесного фонда, находящимся в федеральной собственности.
СПК "Волга" обратился в Арбитражный суд Ярославской с заявлением о пересмотре указанного решения суда первой инстанции по новым обстоятельствам. В качестве основания к пересмотру судебного акта Кооператив сослался на признание решением Ярославского областного суда от 27.04.2010 по делу N 3-20/2010 недействующим подпункта 11 приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Арбитражный суд решением от 22.10.2010 отменил решение от 11.06.2009 по вновь открывшимся обстоятельствам, а решением от 15.02.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.05.2011, принял новое решение об удовлетворении иска. Суды исходили из того, что названным актом суда общей юрисдикции подтвержден факт владения и пользования на праве аренды Кооперативом спорного участка, перевод которого из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда осуществлен в нарушение действующего законодательства.
Не согласившись с данными судебными актами, Рослесхоз обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие нарушения норм процессуального права.
По мнению заявителя, разрешив выкуп спорного земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, и, обязав не уполномоченный на распоряжение этим имуществом орган заключить с Кооперативом договор купли-продажи, суд принял решение о правах и законных интересах не привлеченного к участию в деле лица - Российской Федерации в лице Рослесхоза, наделенного полномочиями по распоряжению государственным имуществом в области лесных отношений.
В судебном заседании представитель Рослесхоза поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав полномочного представителя заявителя, окружной суд счел необходимым отменить оспариваемые судебные акты по следующим основаниям.
Как видно из документов и установил суд, постановлением Администрации от 04.09.2003 N 657 СПК "Волга" предоставлен в аренду земельный участок площадью 456 гектаров для сельскохозяйственного производства.
По сведениям Государственного кадастра недвижимости, земельный участок с ориентировочной площадью 4 560 000 квадратных метров поставлен на кадастровый учет 15.09.2003 с кадастровым номером 76:04:000000:56 и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Кооператив 03.06.2008 обратился в Администрацию с заявлением о выкупе указанного участка.
В письме от 27.06.2008 N 01-04/1427 Администрация сообщила, что испрашиваемый участок является лесным, и отказала СПК "Волга" в заключении договора купли-продажи.
На основании постановления Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п земельный участок площадью 4 150 000 квадратных метров, с кадастровым номером 76:09:080000:0002 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 27.04.2010 по делу N 3-20/2010 признан недействующим подпункт 11 приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 N 537-п о переводе названного земельного участка в категорию земель лесного фонда по причине нарушения порядка проведения названной процедуры, а именно в отсутствие согласия арендатора участка - Кооператива на такой перевод.
Посчитав отказ Администрации в заключении договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения незаконным, СПК "Волга" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование и обязывая Комитет распорядиться объектом недвижимости, суды исходили из того, что Кооператив более трех лет является арендатором земельного участка с кадастровым номером 76:09:080000:0002, поэтому имеет право на выкуп этого участка по льготной цене в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 6-1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з.
Между тем суды не учли, что вопрос о реализации Кооперативом прав на спорный земельный участок должен быть решен с привлечением к участию в деле собственника имущества.
В материалах дела имеется свидетельство от 17.03.2009 серии 76-АА N 824716 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью 415 гектаров, обремененный правом аренды СПК "Волга" и поставленный впоследствии на кадастровый учет под номером 76:09:080000:0002, как земля сельскохозяйственного назначения.
В статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Изложенное свидетельствует, что суд первой инстанции не выполнил в полной мере требования части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей на суд обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, не привлек к участию в деле собственника земельного участка в лице его уполномоченного органа и принял решение, затрагивающее права Российской Федерации, как титульного владельца федерального имущества, а суд апелляционной инстанции не устранил допущенные нарушения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции счел, что обжалованные судебные акты подлежат отмене на основании частей 1 и 4 (пункта 4) статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции согласно пункту 3 части 1 статьи 287 названного кодекса.
При новом рассмотрении дела суду следует решить вопрос о лице, подлежащем привлечению к участию в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования всех представленных сторонами доказательств и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 и пунктом 4 части 4 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.02.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 по делу А82-6386/2008 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленное требование и обязывая Комитет распорядиться объектом недвижимости, суды исходили из того, что Кооператив более трех лет является арендатором земельного участка с кадастровым номером 76:09:080000:0002, поэтому имеет право на выкуп этого участка по льготной цене в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 6-1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з.
...
В статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2014 г. N Ф01-1061/14 по делу N А82-6386/2008