Нижний Новгород |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А29-6032/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей
от истца: Овсянникова В.Н. (доверенность от 20.05.2013),
от ответчика: Пауц Д.Э. (доверенность от 09.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2013, принятое судьей Токаревым С.Д., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014, принятое судьями Тетерваком А.В., Малых Е.Г., Савельевым А.Б., по делу N А29-6032/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лесэнерго" (ИНН: 1108013744, ОГРН: 1031100820552)
к Дорожному агентству Республики Коми
о взыскании задолженности в размере 625 820,88 рубля, расходов по уплате государственной пошлины в сумме 15 516,42 рубля,
третье лицо - Министерство финансов Республики Коми,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Лесэнерго" (далее - Общество, ООО "Лесэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с Дорожного агентства Республики Коми (далее - Агентство) задолженности в размере 625 820 рублей 88 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 15 516 рублей 42 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2013 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.01.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статью 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что если участник конкурса не является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в том числе находится на упрощенной системе налогообложения, то при заключении и указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. ООО "Лесэнерго" полагает, что стороны не заключали соглашения об уменьшении цены контракта. По мнению заявителя, Общество выполнило работы, предусмотренные контрактом в полном объеме, а оплата Агентством произведена не полностью.
Подробно доводы ООО "Лесэнерго" изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель Агентства в судебном заседании возразил относительно доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Лесэнерго" (подрядчик) и Агентство (заказчик) по результатам открытого аукциона в электронной форме заключили государственный контракт от 08.08.2011 N 0107200002711000866-0059494-01.
Предметом контракта является ремонт автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск на участке Сыктывкар - Пузла - Крутая км 268 + 838 (пункт 1.1. контракта).
Согласно пункту 5.1 контракта, сводному сметному расчету (приложение 1 к контракту) стоимость работ по ремонту автомобильной дороги составляет 3 892 287 рублей 35 копеек, в том числе НДС (18 процентов) 593 738 рублей 75 копеек. В цену включены затраты, связанные с исполнением контракта, в том числе налоги, сборы и другие обязательные платежи.
Из актов приемки выполненных работ от 26.10.2011 N 1 - 8, подписанных заказчиком, следует, что ООО "Лесэнерго" выполнило обязательства по контракту на сумму 3 892 287 рублей 35 копеек, в том числе НДС 593 738 рублей 75 копеек.
Агентство оплатило выполненные работы в сумме 3 266 466 рублей 47 копеек, в которую не вошли НДС, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и затраты на добровольное страхование.
Полагая, что в данном случае Агентство нарушило условия контракта и требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Общество обратилось в суд с иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 421, пунктами 1, 2 статьи 424, пунктами 1, 2, 4 статьи 709, пунктом 2 статьи 763 ГК РФ, пунктом 1 статьи 23, статьей 168, пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (пункт 4 статьи 709 ГК РФ).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункты 1, 2 статьи 424 ГК РФ).
В силу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Согласно пункту 5.1 контракта стоимость работ может быть снижена по соглашению сторон без изменения объемов работ, предусмотренных контрактом, и без изменения иных условий исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, ООО "Лесэнерго" в письме от 05.08.2011 N 179/11 сообщило Агентству о том, что применяет упрощенную систему налогообложения и намерено исполнить контракт по цене, установленной в ходе аукциона. Данное письмо вручено заказчику 05.08.2011.
Общество направило Агентству с письмом от 29.07.2011 N 221 протокол разногласий к проекту государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги и сводный сметный расчет (приложение 1 к контракту) в редакции, в которых цена контракта составляет 3 892 287 рублей 35 копеек, в том числе НДС 0,00 рубля.
В связи с разногласиями Агентство просило ООО "Лесэнерго" указать кака\ие положения проекта контракта, не соответствуют сведениям, изложенным в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Контракт и сводный сметный расчет были подписаны Обществом с указанием цены 3 892 287 рублей 35 копеек, в том числе НДС (18 процентов) 593 738 рублей 75 копеек.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 168 НК РФ налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
В силу статьи 168 НК РФ НДС товаров (работ, услуг) не входит в стоимость товаров (работ, услуг), а включается дополнительно к ней в связи с требованиями налогового законодательства, предусматривающего обязанность продавца (подрядчика, исполнителя) уплатить сумму налога на добавленную стоимость в бюджет, в качестве компенсации затрат на исполнение указанной обязанности последним.
В пункте 2 статьи 346.11 НК РФ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Общество применяет упрощенную систему налогообложения и согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Суды установили, что Агентство оплатило выполненные подрядчиком работы в полном объеме.
Каких-либо доказательств выполнения работ на спорную сумму, либо внесения обязательных платежей и затрат на добровольное страхование, Обществом в материалы дело не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что Агентство вправе оплатить Обществу лишь стоимость выполненных работ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 по делу N А29-6032/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесэнерго" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 168 НК РФ налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
В силу статьи 168 НК РФ НДС товаров (работ, услуг) не входит в стоимость товаров (работ, услуг), а включается дополнительно к ней в связи с требованиями налогового законодательства, предусматривающего обязанность продавца (подрядчика, исполнителя) уплатить сумму налога на добавленную стоимость в бюджет, в качестве компенсации затрат на исполнение указанной обязанности последним.
В пункте 2 статьи 346.11 НК РФ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Общество применяет упрощенную систему налогообложения и согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ не является плательщиком налога на добавленную стоимость."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2014 г. N Ф01-1369/14 по делу N А29-6032/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9535/14
14.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9535/14
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1369/14
17.01.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10260/13
14.10.2013 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-6032/12