Нижний Новгород |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А11-10328/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.04.2014, принятое судьей Батраковой Е.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А., по делу N А11-10328/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Китеж" (ИНН: 3329033936, ОГРН: 1053303601482)
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области от 31.10.2013 N 8136-01
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Китеж" (далее - Общество, ООО "Китеж") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - Управление, уполномоченный орган) выраженного в письме от 31.10.2013 N 8136-01, об отказе в утверждении образования в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284, расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребище; об обязании Управления утвердить указанный раздел земельного участка.
Решением от 07.04.2014 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные требования.
Постановлением апелляционного суда от 16.07.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 9, 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Управление утверждает, что оспариваемое решение от 31.10.2013 N 8136-01 является обоснованным, принятым в пределах его полномочий и соответствует действующему законодательству.
Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 30.07.2010 серии 33 АК N 935065; от 30.12.2011 серии 33 АЛ N 235438; от 23.10.2012 серии 33 АЛ N 514283; от 23.10.2012 серии 33 АЛ N 514285; от 23.10.2012 серии 33 АЛ N 514284; от 23.10.2012 серии 33 АЛ N 514282 ООО "Китеж" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества: здание трансформаторной подстанции площадью 71,8 квадратного метра; навес для сельхозмашин площадью 3 262,8 квадратного метра; семяочиститель и сортировочная площадка 588,6 квадратного метра; склад-ангар площадью 560,8 квадратного метра; склад-ангар площадью 555,9 квадратного метра; пункт технического обслуживания площадью 165,3 квадратного метра.
ООО "Китеж" 13.11.2012 обратилось в Управление с заявлением об утверждении раздела земельного участка площадью 88 727 квадратного метра, кадастровый номер 33:11:060501:124 (право собственности принадлежит Российской Федерации) на три земельных участка с кадастровыми номерами: 33:11:060501:282 (площадью 31 897 квадратного метра), 33:11:060501:283 (площадью 32 870 квадратного метра) и 33:11:060501:284 (23 960 квадратного метра).
В границах образованного земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:284 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Китеж" на праве собственности.
Общество имея намерение в дальнейшем выкупить земельный участок с кадастровым номером 33:11:060501:284 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - регистрирующий орган) с заявлением об уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124, для чего выполнило работы по оформлению межевого плана указанного земельного участка.
Управление, как собственник земельного участка 33:11:060501:124, согласовало уточнение местоположение обозначенного земельного участка и зарегистрировало межевой план от 03.10.2012 в регистрирующем органе.
Регистрирующий орган на основании межевого плана от 03.10.2012 утвердило образование трех земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283 и 33:11:060501:284, поставило их на временный кадастровый учет и выдало Обществу кадастровые паспорта, в которых указано разрешенное использование земельных участков - под производственной зоной, местоположение: Владимирская область, Судогодский район, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребище.
Управление в феврале 2013 года запросило у ООО "Китеж" дополнительные документы, подтверждающие обоснование размеров вновь образованных земельных участков с перечнем всех объектов недвижимости, расположенных на территории вновь образованных земельных участках и принадлежащих Обществу на праве собственности.
ООО "Китеж" своевременно представило в уполномоченный орган истребуемые документы.
Письмом от 31.10.2013 N 8136-01 Управление уведомило Общество об отказе в утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 на три вновь образованных земельных участка, обосновав свое решение несоответствием представленных документов действующему законодательству и отсутствием оснований для принятия положительного решения.
Общество посчитало, что решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частями 2, 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 11.3, 11.4, пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 125, пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В пункте 1 статьи 11.4 Кодекса предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 и 6 названной статьи и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11.4 Кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с частью 2 статьи 11.2 Кодекса земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу части 3 статьи 214 и части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения, Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в силу которого соответствующие территориальные органы Росимущества наделены полномочиями распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.
Таким образом, Общество обратилось с заявлением об утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 в Управление, как к собственнику обозначенного земельного участка, наделенного полномочиями по его распоряжению.
Согласно части 1 статьи 11.3 Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Кодекса решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество обратилось в Управление с соответствующим заявлением, приложив к нему необходимый пакет документов, перечень которых установлен приказом от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" и частью 5 статьи 36 Кодекса.
Кроме того, по требованию Управления, Общество представило в Управление дополнительные документы: правоудостоверяющие документы на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего разделу; схему раздела земельного участка; обоснование площади и границ образуемых земельных участков, исходя из схемы раздела; схему, отображающая расположение объектов недвижимости в границах земельного участка по каждому из трех вновь образованных земельных участков.
Предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в утверждении образования трех земельных участков из одного, и предоставление в собственность Общества одного из них, уполномоченный орган не указал, а суды не установили.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решения от 31.10.2013 N 8136-01 об отказе в утверждении образования в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:11:060501:124 земельных участков с кадастровыми номерами 33:11:060501:282, 33:11:060501:283, 33:11:060501:284, расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Вяткинское (сельское поселение), д. Погребище.
Следовательно, оспариваемое решение не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.04.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А11-10328/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 11.3 Кодекса решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество обратилось в Управление с соответствующим заявлением, приложив к нему необходимый пакет документов, перечень которых установлен приказом от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" и частью 5 статьи 36 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 октября 2014 г. N Ф01-4175/14 по делу N А11-10328/2013