Нижний Новгород |
|
11 ноября 2014 г. |
Дело N А29-424/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 11.11.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от истца: Музычука А.Н. (по доверенности от 21.01.2014),
от ответчика: Ковалевой А.В. (по доверенности от 13.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Комитета лесов Республики Коми в лице Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2014, принятое судьей Тарасовым Д.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014, принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А29-424/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А/К "Северо-Запад" (ИНН: 7810507024, ОГРН: 1089847073986)
к Комитету лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233)
о признании незаконным решения
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "А/К "Северо-Запад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Комитета лесов Республики Коми (далее - Комитет), оформленного в письме от 25.10.2013 N 07/3932, об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного на территории ГУ "Усинское лесничество" в границах кварталов N 318 и 358, и об обязании предоставить поименованный лесной участок в аренду.
Заявленные требования основаны на статье 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и мотивированы неправомерными действиями ответчика, выразившимися в непредоставлении лесного участка для эксплуатации линейных объектов, принадлежащих истцу.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 08.04.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014, пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и интересы Общества, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, как незаконные, необоснованные и принятые с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, недопустимым является предоставление лесного участка под строительство линейного объекта, если такой объект фактически построен. Также не имелось оснований для передачи лесного участка в аренду для эксплуатации линейного объекта, поскольку истец не представил доказательств нахождения линий электропередач в его собственности. В заявлении о предоставлении лесного участка Общество не указало обоснование вида и использования лесов, а именно: номер и дату регистрации лицензии на право пользования недрами, что послужило основанием для принятия решения об отказе в предоставлении лесного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества отклонил доводы кассационной жалобы, представив отзыв на нее.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2014 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Общество 25.09.2013 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду и заключении договора аренды лесного участка, расположенного на территории ГУ "Усинское лесничество" в границах кварталов N 318 и 358, общей площадью 0,8 гектара, с разрешенным видом использования лесов: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых, цель использования: строительство ЛЭП ВЛ-6кВ для подключения посадочной площадки для вертолетов.
В письме от 25.10.2013 N 07/3932 Комитет отказал Обществу в предоставлении испрашиваемого участка в аренду, указав в качестве причин отказа следующие обстоятельства: на испрашиваемом лесном участке в ходе патрулирования участковым лесничим ГКУ РК "Усинское лесничество" выявлена существующая ЛЭП ВЛ-6кВ, построенная не установленным лицом; необходимо предоставить обоснование заявленного вида использования лесов "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" (лицензия на право пользования недрами); лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическими лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Сославшись на то, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования.
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (статья 24 ЛК РФ).
В части 3 статьи 45 ЛК РФ установлено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено ЛК РФ (статья 9 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии с пунктом 4 Правил лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок N 319).
В силу подпункта "н" пункта 3 Порядка N 319 по договору аренды лесной участок предоставляется для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 Порядка N 319 (пункт 18 Порядка N 319)
Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду (пункт 23 Порядка N 319).
В пункте 23 Порядка N 319 предусмотрено, что в решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Данным пунктом установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка: наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях; подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком; предоставление заявителем недостоверных сведений; запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка). Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Как верно указали суды обеих инстанций, выявление в ходе патрулирования государственными лесными инспекторами ГУ РК "Усинское лесничество" существующей ЛЭП, не является самостоятельным основанием для отказа в представлении в аренду участков лесного фонда.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам, что оспариваемое решение Комитета об отказе в предоставлении спорного лесного участка в аренду не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества. У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют полномочия по переоценке данных выводов.
Необоснован довод Комитета о непредставлении Обществом лицензии на право пользования недрами в обоснование заявленного вида использования лесов "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых", что явилось основанием для отказа в предоставлении лесного участка в аренду, поскольку в соответствии с пунктом 21 Порядка N 319 сведения о наличии лицензии на пользование недрами органы государственной власти получают путем межведомственного информационного взаимодействия и только в случаях предоставления лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В заявлении от 25.09.2013 N 362 целью использования испрашиваемого лесного участка Общество указало строительство ЛЭП ВЛ-6кВ для обеспечения электроснабжения посадочной площадки для вертолетов.
Довод Комитета о том, что на момент обращения с заявлением - 25.09.2013 на испрашиваемом лесном участке Общество уже построило ЛЭП ВЛ-6кВ, был предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Общество в 2011 и 2012 годах неоднократно обращалось в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, в удовлетворении которых было отказано, следовательно, Общество предпринимало действия, направленные на оформление испрашиваемого участка под строительство ЛЭП ВЛ-6кВ, одновременно с началом строительства данного линейного объекта, а действия заявителя по неоформлению или затягиванию процесса оформления участка лесного фонда под строительство ЛЭП ВЛ-6кВ не имели преднамеренный или целенаправленный характер.
Тот факт, что линейный объект - ЛЭП ВЛ-6кВ был построен и введен в эксплуатацию раньше принятия решения Комитетом о предоставлении испрашиваемого лесного участка, не изменяет указанной в заявлении от 25.09.2013 цели использования лесного участка - строительство ЛЭП ВЛ-6 кВ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителей кассационных жалоб. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 по делу N А29-424/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесов Республики Коми в лице Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 23 Порядка N 319 предусмотрено, что в решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Данным пунктом установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка: наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях; подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком; предоставление заявителем недостоверных сведений; запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка). Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 ноября 2014 г. N Ф01-4484/14 по делу N А29-424/2014
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4484/14
07.11.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-424/14
04.07.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4589/14
08.04.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-424/14