Нижний Новгород |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А39-5210/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
в отсутствие представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.04.2014, принятое судьей Ивченковой С.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014, принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Урлековым В.Н., по делу N А39-5210/2013
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия (ИНН: 7707066312, ОГРН: 1041302005436)
о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (ИНН: 1308079598, ОГРН: 1021300657597) задолженности по уплате налога, пеней и штрафа
и у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее - Учреждение, ФКУ "ИК N 10") задолженности по уплате налога на прибыль в сумме 814 974 рублей 46 копеек, пеней в сумме 113 740 рублей 92 копеек и 81 497 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.04.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, реализация продукции (работ, услуг), выпускаемой Учреждением, не может рассматриваться в качестве государственной функции и не является государственной (муниципальной) услугой, поскольку Учреждение, привлекая осужденных к труду, только организует работу данных лиц и создает условия для ее осуществления. Кроме того, решение Инспекции от 11.04.2013 N 8 в судебном порядке не оспаривалось, поэтому ФКУ "ИК N 10" не вправе заявлять довод о необоснованности начисления налоговых платежей.
Подробно позиция налогового органа изложена в кассационной жалобе.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Инспекция направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ФКУ "ИК N 10" за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, по результатам которой составила акт от 11.03.2013 N 4.
В ходе проверки установлено, что Учреждение неправомерно не учло в составе налогооблагаемого дохода по налогу на прибыль за 2011 год денежные средства, полученные от выполнения работ и оказания услуг с использованием труда осужденных лиц.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 11.04.2013 N 8 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом же решении Учреждению предложено уплатить доначисленный налог на прибыль и соответствующие пени.
Об уплате доначисленных в ходе налоговой проверки налогов, пеней, штрафов Учреждению направлено требование от 30.04.2013 N 5796 со сроком исполнения до 27.05.2013.
В связи с неуплатой задолженности Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 246, 247, 251 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 161 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", Порядком отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2010 N 73н, Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что спорные доходы Учреждения, полученные им от реализации продукции, произведенной с использованием труда осужденных лиц, связаны с исполнением государственной функции и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 Кодекса признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами этого Кодекса.
В силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса (действующего с 01.01.2011) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В пункте 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, в том числе, привлекать осужденных к труду.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, на ФСИН России возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в пункте 1.1 устава Учреждения установлено, что ФКУ "ИК N 10" является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения (пункт 1.6 устава).
Согласно пункту 1.10 устава Учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах спорные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках исполнения такой государственной функции, как привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Инспекции в удовлетворении заявленного требования.
Довод налогового органа о том, что суды не имели правовых оснований для проверки обоснованности начисления налога на прибыль, суд округа отклонил, как противоречащий пункту 58 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и статье 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.04.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 по делу N А39-5210/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно пункту 1.10 устава Учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах спорные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках исполнения такой государственной функции, как привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 ноября 2014 г. N Ф01-4684/14 по делу N А39-5210/2013