Нижний Новгород |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А43-26701/2013 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: конкурсного управляющего Вдовина О.Ф., Пырикова А.В. (доверенность от 21.10.2014), Стенякиной О.А. (доверенность от 01.09.2014),
от заинтересованного лица: Мусаева Н.М. (доверенность от 25.03.2013 N 24/1), Цыгановой И.Г. (доверенность от 10.01.2013 N 10)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Нижегородской области на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Урлековым В.Н., Рубис Е.А., по делу N А43-26701/2013
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилкоммунсервис"
к Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области
о признании незаконными действий,
третьи лица - администрация Чкаловского района Нижегородской области, Управление финансов администрации Чкаловского района Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
муниципальное унитарное предприятие "Жилкоммунсервис" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - УФК по Нижегородской области) по возврату исполнительного листа от 10.01.2013 серии АС 001663746, выданного по делу А43-38193/2009; об обязании УФК по Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия, принять на исполнение указанный исполнительный лист.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Чкаловского района Нижегородской области (далее - Администрация) и Управление финансов администрации Чкаловского района Нижегородской области (далее - Управление финансов).
Решением суда от 20.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 решение отменено в части оставления без удовлетворения требования о признании незаконными действий УФК по Нижегородской области.
УФК по Нижегородской области не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суд неправильно применил нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. УФК по Нижегородской области указывает, что Администрация не заключала с ним соглашение об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению местного бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства. В связи с этим в УФК по Нижегородской области отсутствуют лицевые счета главного распорядителя, распорядителя и получателя средств местного бюджета, открытые Администрации. В УФК по Нижегородской области Администрации открыт лицевой счет, на котором учитываются средства, предоставляемые из федерального бюджета в форме субсидий, субвенцией и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое значение. УФК по Нижегородской области считает, что органом, на который возложено исполнение требований исполнительного листа, является Управление финансов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Предприятие в отзыве, письменных пояснениях и его представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 01.12.2014.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Нижегородской области от 21.04.2012 по делу N А43-38193/2009 Предприятию 10.01.2013 выдан исполнительный лист серии АС N 001663746 о взыскании в его пользу с муниципального образования Чкаловский район Нижегородской области в лице Администрации за счет средств казны муниципального образования 12 208 092 рублей.
Указанный исполнительный лист 07.11.2013 направлен Предприятием в УФК по Нижегородской области для исполнения.
Письмом от 11.11.2013 N 32-05-18/9354 УФК по Нижегородской области со ссылкой на пункт 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возвратило Предприятию исполнительный лист и приложенные к нему документы без исполнения, указав на необходимость обращения в Управление финансов.
Предприятие посчитало действия УФК по Нижегородской области по возвращению исполнительного листа не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий УФК по Нижегородской области и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что Управление финансов, осуществляющее функции главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования Чкаловский район Нижегородской области, имеет счета в УФК по Нижегородской области, в связи с чем признал несостоятельной ссылку последнего на отсутствие у УФК по Нижегородской области и Администрации соглашения об исполнении местного бюджета, и отменил решение суда первой инстанции в части оставления без удовлетворения требования о признании незаконными действий УФК по Нижегородской области; признал действия УФК по Нижегородской области по возврату исполнительного листа незаконными и обязал принять на исполнение исполнительный лист.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В рассматриваемом случае суды обеих инстанций правильно установили, что определение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.04.2012 по делу N А43-38193/2009 о взыскании с муниципального образования Чкаловский район Нижегородской области в лице Администрации за счет средств казны муниципального образования в пользу Предприятия 12 208 092 рублей является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета и при его исполнении применению подлежит пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающий направление исполнительного документа в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения.
Таким образом, необходимо установить главного распорядителя бюджетных средств и место, где ему открыт лицевой счет как получателю средств местного бюджета. В случае если исполнительный документ направлен на исполнение в казначейство, где такой счет, главному распорядителю бюджетных средств не открыт, исполнение, поступивших на исполнение документов будет невозможно и исполнительные документы подлежат возвращению.
УФК по Нижегородской области, в кассационной жалобе указывает, что главным распорядителем средств местного бюджета является Администрация.
Управление финансов, в представленной в материалы дела справке указало, что главному распорядителю средств местного бюджета - Администрации открыты лицевые счета в Управлении финансов.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что функции главного распорядителя средств бюджета выполняет Управление финансов и у него открыты лицевые счета в УФК по Нижегородской области.
Между тем, основания, по которым апелляционный суд, пришел к такому выводу, в постановлении не приведены; суд не указал, почему не принял указанные выше позиции Управления финансов и УФК по Нижегородской области о том, кто является главным распорядителем средств местного бюджета; указав на формальное наличие счетов Управления финансов в УФК по Нижегородской области, не дал оценке доводам УФК по Нижегородской области о том, что на счета, открытые Администрации и Управлению финансов, поступают средства, предоставляемые из федерального бюджета в форме субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение.
Между тем, в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не указал, на основании какой нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в рассматриваемой ситуации возможно исполнение исполнительного документа из средств федерального бюджета, за счет средств поступающих в форме субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение.
Согласно пункту 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральное казначейство обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, иных лицевых счетов в соответствии со статьей 220.1 настоящего Кодекса, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования), органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что Администрацией Чкаловского района и Федеральным казначейством по Нижегородской области соглашение об исполнение местного бюджета не заключено, лицевой счет Администрации открыт в Управлении финансов, соответственно, кассовое обслуживание исполнения местного бюджета осуществляет Управление финансов, а не УФК по Нижегородской области.
С каких счетов, открытых в УФК по Нижегородской области, возможно погашение исполнительного документа, суд апелляционной инстанции не установил.
На основании изложенного оспариваемое постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует дать оценку доказательствам, имеющимся в материалах дела, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу N А43-26701/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Первый арбитражный апелляционный суд.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральное казначейство обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, иных лицевых счетов в соответствии со статьей 220.1 настоящего Кодекса, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования), органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 декабря 2014 г. N Ф01-4958/14 по делу N А43-26701/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1703/15
12.03.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2624/14
01.12.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4958/14
10.09.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2624/14
20.03.2014 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-26701/13