Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 11 января 2011 г. N 1-ПП
Концепция
интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и основные требования
1. Общие сведения и актуальность проблемы
В настоящее время в городе Москве зарегистрировано более 3,8 млн. транспортных средств (ТС), при этом прирост не сокращается и достигает 200 тыс. единиц в год. Учитывая устойчивую тенденцию увеличения, через 10 лет городской парк ТС может возрасти до 5 млн. единиц. Вместе с тем в город ежедневно прибывает от 500 до 600 тыс. ТС из Московской области и других регионов.
Улично-дорожная сеть (УДС) города - это исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура и разветвленная сеть улиц и дорог, ограниченная магистралями и естественными преградами (каналы, реки, железные дороги, и т.д.).
Затруднения в движении транспорта обычно возникают на радиальных магистралях в утренние часы при движении ТС в центральную часть города, вместе с тем в вечернее время сначала возникают затруднения в движении в центральной части города и на кольцевых участках, а впоследствии на радиальных магистралях и на УДС, прилегающей к местам массового притяжения ТС (торгово-развлекательные центры и др.) и в так называемых "спальных районах".
Пропускная способность УДС в центральной части города, особенно в пределах Садового кольца, не соответствует существующей интенсивности движения, что является причиной возникновения затруднений в движении ТС. При воздействии внешних факторов, изменении погодных условий, возникновении аварий и дорожно-транспортных происшествий интенсивность движения снижается, что приводит к образованию заторовых ситуаций.
Одной из причин возникновения заторовых ситуаций на радиальных магистралях, помимо внешних факторов, является несогласованная работа светофорных объектов на прилегающей к магистралям территории.
Задержки в движении наземного общественного пассажирского транспорта возникают по тем же причинам.
Перегруженная УДС, все увеличивающиеся затраты времени на поездки общественным пассажирским транспортом при низком уровне комфортности, отсутствие необходимого количества машиномест для хранения и стоянки (парковки) легковых автомобилей, отсутствие должного контроля за соблюдением правил дорожного движения - все эти факторы не позволяют обеспечить отвечающий современным требованиям уровень транспортного обслуживания в городе Москве.
Для уменьшения количества транспортных заторов объективно необходимы реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралей, строительство многоуровневых развязок и обходов наиболее насыщенных городских зон в целях отвода из них транзитных потоков. В то же время, строительные решения обладают высокой капиталоемкостью и требуют значительных затрат времени.
Опыт крупных мегаполисов мира показывает, что строительство новых и реконструкция существующих магистралей и дорог при постоянном росте количества транспортных средств не позволяют полностью сократить разницу между пропускной способностью УДС и уровнем спроса на автомобильные перевозки, т.к. ввод в действие нового участка магистрали приводит к резкому росту осуществляемых по ней перевозок (т.н. явление "отложенного спроса").
В целом ряде случаев в международной практике проблема перегруженности городских автомагистралей решается за счет повышения эффективности управления дорожным движением, в том числе благодаря внедрению и развитию современных интеллектуальных транспортных систем (ИТС), способных обеспечить управление дорожным движением на существующей УДС без увеличения плотности дорожной сети.
Концепция создания ИТС является необходимым базовым документом для выработки решений о подготовке и порядке реализации комплекса мероприятий по ее созданию и дальнейшему развитию.
Концепция создаст основу для формирования объективного представления о наиболее эффективной архитектуре системы.
2. Предлагаемые решения
Для решения существующих проблем и улучшения условий движения транспорта необходимо иметь достоверную информацию о складывающейся дорожно-транспортной ситуации, а также соответствующие организационные и технические возможности, позволяющие на нее воздействовать.
Существующие методы и технологии позволяют осуществлять управление движением с помощью средств светофорной сигнализации и информирования участников движения. При этом информация должна содержать не только сведения о ситуации на УДС, но и рекомендации по вариантам движения. Для эффективного управления перевозками на наземном городском пассажирском транспорте и координации деятельности оперативных специальных и иных городских служб необходимо создание единой навигационно-информационной системы на основе ГЛОНАСС. Выработка управленческих решений и контроль за движением должны осуществляться единой диспетчерской службой.
О государственной информационной системе "Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы" см. постановление Правительства Москвы от 3 декабря 2013 г. N 780-ПП
Эффективное управление дорожным движением должно обеспечивать равномерную загрузку транспортной сети на грани ее пропускной способности, не допуская перегрузки уязвимых зон, а также прогнозировать развитие транспортной обстановки, иметь возможность изменять интенсивность потоков в местах, не имеющих стратегического значения для состояния дорожного движения в городе.
Решение данных задач возможно в рамках создания ИТС.
Из мировой практики известно, что основой ИТС служат автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). В крупнейших городах Западной Европы, США, Японии под управлением АСУДД находятся от нескольких сотен до нескольких тысяч светофорных объектов. Это обеспечивает управление не только участком УДС, но и целым районом или городом.
В городе Москве функционируют различные автоматизированные системы контроля и управления движением, а также диспетчерские центры различной ведомственной принадлежности (ГУВД по г. Москве, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Департамент транспорта и связи города Москвы и др.). Информация о действующих системах приведена в приложении 1 к Концепции.
Из существующих систем управления движением следует выделить Систему "СТАРТ" (информация о системе приведена в приложении 2 к Концепции), которая охватывает центр города в пределах Садового кольца и основные радиальные магистрали, при этом является комплексной системой, так как в ее состав входят:
- диспетчерский центр;
- подсистема координированного управления светофорными объектами;
- подсистема мониторинга параметров транспортных потоков;
- подсистема телеобзора;
- подсистема информирования участников дорожного движения;
- подсистема связи и передачи сведений.
Вместе с тем, существующие в городе Москве автоматизированные системы контроля и управления движением требуют модернизации (часть оборудования функционирует более 10 лет, с 2007 работы по развитию и совершенствованию не проводились).
3. Назначение, функции и структура ИТС
ИТС предназначена для:
- эффективного управления транспортными потоками, увеличения пропускной способности УДС, предотвращения заторовых ситуаций, уменьшения задержек в движении транспорта;
- повышения безопасности дорожного движения;
- обеспечения оперативного реагирования и взаимодействия специальных (Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, Скорая помощь) и коммунальных городских служб при возникновении чрезвычайных ситуаций на улично-дорожной сети;
- оптимизации движения общественного транспорта и повышения качества пассажирских перевозок;
- обеспечения информированности участников движения о складывающейся дорожно-транспортной ситуации и вариантах оптимального маршрута движения;
- предоставления должностным лицам, органам государственной власти, местного самоуправления города Москвы необходимой информации, касающейся транспортного обслуживания и дорожного движения.
Функции ИТС:
Мониторинг дорожного движения:
- сбор сведений о параметрах транспортных потоков;
- телеобзор с функцией автоматического выявления инцидентов;
- фотовидеофиксация нарушений правил дорожного движения;
- метеорологический контроль;
- сбор сведений о наличии парковочных мест.
Навигационно-информационный сервис на основе ГЛОНАСС:
- контроль за движением общественного (пассажирского) и специального (ГУВД по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, Скорая помощь, Государственная служба перемещения транспортных средств (ГСПТС)) транспорта, а также автотранспорта служб городского хозяйства;
- передача информации на абонентские (пользовательские) мобильные электронные устройства;
- функционирование географического информационного ресурса.
Координированное управление транспортными потоками:
- координированное управление светофорными объектами на магистралях;
- координированное управление светофорными объектами на отдельных участках УДС;
- введение оперативных изменений в организацию движения на отдельных участках УДС с помощью Управляемых дорожных знаков.
Информирование участников дорожного движения:
- вывод текстовой и графической информации о складывающейся дорожно-транспортной обстановке на различные информационные табло, устанавливаемые на УДС и периферийное (пользовательское) оборудование ГЛОНАСС;
- вывод информации о наличии свободных парковочных мест;
- функционирование call-центра (многоканальный телефон);
- передача информации с помощью интернет-сайтов и средств массовой информации.
Диспетчеризация (диспетчерские центры):
- управление движением транспорта в городе (Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве);
- единый общегородской диспетчерский центр управления наземным пассажирским транспортом (ЕОГДЦ), при этом коммерческие перевозчики оснащаются необходимым навигационным оборудованием за счет собственных средств.
- управление движением специального транспорта ГСПТС;
- управление движением транспорта служб городского хозяйства (Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы);
- управление мобильными нарядами и экипажами специальных служб (ГУВД по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, Скорая помощь);
- удаленные автоматизированные рабочие места (доступ сторонних пользователей к ресурсам ИТС);
- диспетчерские службы по управлению движением такси (такси оснащаются необходимым навигационным оборудованием за счет собственных средств).
Интеграция функций ИТС и ее сопряжение с другими системами должны осуществляться "Верхним уровнем ИТС".
Верхний уровень ИТС:
- интеграция подсистем ИТС;
- обеспечение взаимодействия с другими системами (СОБГ, КАСОБН, ИТС Московской области и др.);
- разграничение прав пользователей ИТС (администрирование).
Структура ИТС:
В состав ИТС входят автоматизированные системы, интегрирующая система ("Верхний уровень") и единая диспетчерская служба.
Перечень автоматизированных систем, входящих в состав ИТС:
- система мониторинга параметров транспортных потоков;
- система управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения;
- система навигационно-информационного обеспечения на основе ГЛОНАСС;
- система информирования участников дорожного движения;
- система телеобзора;
- система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения;
- система метеомониторинга;
- система мониторинга парковочных мест;
- система связи и передачи данных;
- контрольно-диагностическая система (контроль исправности оборудования, контроль доступа).
В состав каждой системы (кроме интегрирующей) входит соответствующее периферийное оборудование, аппаратно-программный комплекс и оборудование приема-передачи данных (Требования к системам ИТС приведены в приложении 3 к Концепции).
Единая диспетчерская служба - это распределенная сеть диспетчерских центров различных ведомств, функционирующих в единой информационной и технологической среде ИТС.
4. План создания и совершенствования ИТС
Создание ИТС в городе Москве с учетом ее внедрения на всей территории, по предварительным оценкам потребует не менее трех лет при наличии необходимых финансовых средств.
С учетом изложенного, в целях эффективного использования финансовых средств, реализации единой технической политики, оптимизации временного интервала, необходимого для создания ИТС, ее реализация должна быть поэтапной, при этом работы должны проводиться единовременно по всем составляющим ИТС.
На первом этапе (2011 год) необходимо реализовать следующие мероприятия:
- определить и оптимизировать структуру организации технического заказчика, передать в оперативное управление единому техническому заказчику системы и оборудование, на основе которых планируется создание ИТС, при этом в ходе передачи необходимо обеспечить планомерную передачу функций по эксплуатации, не допустив сбоев в работоспособности передаваемых технических средств;
- в рамках утвержденного Плана первоочередных мероприятий по созданию ИТС выполнить работы по модернизации и интеграции имеющихся систем контроля и управления движением;
- выполнить работы по развитию систем, входящих в ИТС, в объеме 1-го этапа;
- выполнить работы по созданию единой диспетчерской службы в объеме 1-го этапа;
- подготовить план мероприятий по развитию ИТС на 2012 - 2013 гг., выполнить соответствующие проектные работы.
План мероприятий и объемы финансирования по созданию ИТС в объеме 1-го этапа описаны в приложении 2 к настоящему постановлению.
На втором этапе (2012 - 2013 гг.) необходимо реализовать следующие мероприятия:
- выполнить работы по развитию ИТС, обеспечив максимальный охват территории города и создание единой диспетчерской службы;
- проработать вопросы, касающиеся объединения ресурсов ИТС Москвы и Московской области;
- подготовить план мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию ИТС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.