Нижний Новгород |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А11-2013/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 24.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Бабаева С.В.
при участии представителей
от заявителя: Кизеева Н.Е. (протокол заседания совета директоров от 14.06.2011 N 1),
Кожевниковой Т.И. и Черных И.А. (доверенности от 18.12.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.07.2014,
принятое судьей Тимчуком Н.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-2013/2014
по заявлению открытого акционерного общества
"Комбинат производственных предприятий"
(ИНН: 3302000404, ОГРН: 1023303353040)
о признании незаконными действий комиссии по рассмотрению споров
о результатах определения кадастровой стоимости
при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Владимирской области и
действий (бездействия) федерального государственного бюджетного учреждения
"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области
и установил:
открытое акционерное общество "Комбинат производственных предприятий" (далее - Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра) в части невключения в решение Комиссии от 04.12.2013 N 250 следующих сведений:
- о размере кадастровой стоимости земельного участка 33:22:032077:28;
- о дате, по состоянию на которую определена стоимость;
- о документе, в соответствии с которым эта кадастровая стоимость определена;
- о реквизитах акта, которым утверждена эта кадастровая стоимость;
- о дате, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельного участка 33:22:032077:28;
- о документе, которым эта рыночная стоимость определена,
об обязании Комиссии принять новое решение о внесении соответствующих изменений в решение от 04.12.2013 N 250, а также о признании незаконными действий (бездействия) федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области (далее - Кадастровая палата) по невключению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 и об обязании органа кадастрового учета устранить допущенные нарушения.
Требования основаны на статьях 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 319 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации, главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьях 24.19 и 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и мотивированы тем, что действия (бездействие) заинтересованных лиц противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Комбината.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 01.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2014, удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с данными судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды ошибочно сослались на пункт 22 Порядка создания и работы Комиссии, утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 04.05.2012 N 263, и приказ данного органа от 12.03.2014 N 121. Ссылка на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2013 по делу N А11-4815/2013, содержащее необходимую информацию о земельном участке, исключает необходимость повторного указания этих сведений в оспариваемом решении Комиссии. Избранный Комбинатом способ защиты не восстановит нарушенных, по мнению заявителя, прав Комбината. Судебные акты затрагивают права налогового органа и органа местного самоуправления, не привлеченных к участию в деле.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании заявитель указал на ошибочность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Управления Росреестра о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Кадастровая палата, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечила явку представителя в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав полномочных представителей заявителя, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Комбинат является собственником земельного участка площадью 38 974 квадратных метра, с кадастровым номером 33:22:32077:28, расположенного по адресу: город Владимир, улица Большая Нижегородская, дом N 88.
По данным кадастрового учета, указанный участок поставлен на кадастровый учет 07.05.2009 и отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "содержание производственной базы". По состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость участка определена в размере 114 099 502 рублей 92 копеек по результатам государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории муниципального образования город, утвержденных постановлением администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720.
Посчитав, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость данного участка Комбинат обратился в Комиссию с заявлением от 17.05.2013 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, к которому он приложил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 25.04.2013 N 13/04-62/зу и положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки" от 30.04.2013 N 0057-О/13-9, в соответствии с которыми рыночная стоимость определена в размере 18 173 000 рублей.
Согласно протоколу заседания от 28.05.2013 N 9 в процессе рассмотрения представленных Обществом документов члены Комиссии проголосовали против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и решением от 28.05.2013 N 86 отклонили заявление Комбината.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2013 по делу N А11-4815/2013 решение Комиссии от 28.05.2013 N 86 признано незаконным; суд обязал Комиссию принять решение об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Во исполнение названного судебного акта Комиссия приняла решение от 04.12.2013
N 250 и определила кадастровую стоимость спорного участка в размере его рыночной стоимости, составившей 18 173 000 рублей.
Орган кадастрового учета принял решение от 11.12.2013 N 33/601/13-107013 о внесении соответствующих изменений в сведения о земельном участке.
Посчитав, что действия (бездействие) Комиссии и Кадастровой палаты не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Комбинат обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 N П/322 (в редакции приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.03.2013 N П/81) при Управлении Росреестра по Владимирской области создана Комиссия и утвержден ее состав. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 04.05.2012 N 263 (далее - Порядок).
Техническое обеспечение работы Комиссии возлагается на территориальный орган уполномоченного федерального органа на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8 Порядка). Форма решения Комиссии о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка установлена в пункте 22 Порядка. Оно должно содержать обязательную информацию в том числе: о размере кадастровой стоимости земельного участка; о дате, по состоянию на которую она определена; о документе, которым эта кадастровая стоимость определена; о реквизитах акта, которым утверждена эта кадастровая стоимость; о дате, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельного участка; о документе, которым эта рыночная стоимость определена.
Суды обеих инстанций установили, что решение Комиссии от 04.12.2013 N 250 не содержит перечисленные сведения и что ссылка в оспариваемом документе на решение суда не исключает внесения в него обязательной информации, ибо утвержденный Порядок не предусматривает произвольную форму решения Комиссии, что имело место в рассмотренном случае.
Согласно подпункту 7 пункта 8 раздела II Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, и приказу названного органа от 12.03.2014 N 121 (вступившему в силу с 30.06.2014) в структуру записи об объекте недвижимости в реестре включены сведения о кадастровой стоимости, в число которых кроме величины данной характеристики входит дата ее определения и реквизиты акта о ее утверждении.
Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не препятствует внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости этого же участка по состоянию на 01.01.2012, поскольку запись, содержащая информацию о изменении названной характеристики, произведенной в порядке, предусмотренном действующим законодательством, может быть использована при определении налоговых обязательств в должный период.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно сочли, что действия заинтересованных лиц не соответствовали действующему законодательству и нарушили права и законные интересы Комбината в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворили заявленные требования.
Изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, поэтому окружной суд не нашел оснований для их пересмотра по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.07.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу N А11-2013/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 N П/322 (в редакции приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.03.2013 N П/81) при Управлении Росреестра по Владимирской области создана Комиссия и утвержден ее состав. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 04.05.2012 N 263 (далее - Порядок)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 декабря 2014 г. N Ф01-5284/14 по делу N А11-2013/2014