Нижний Новгород |
|
06 февраля 2015 г. |
Дело N А28-4844/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Некерова А.В. (доверенность от 24.01.2014),
от заинтересованного лица: Алейниковой О.В. (доверенности от 18.12.2014 N 145-10-27),
от третьего лица: Алейниковой О.В. (доверенность от 29.12.2014 N 20589-01-05ДМС),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Кирова на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2014, принятое судьей Шмыриным С.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014, принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А28-4844/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Европейский" (ИНН: 4345062630, ОГРН: 1034316586754)
к администрации города Кирова (ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238),
третье лицо - департамент муниципальной собственности администрации города Кирова (ИНН: 4348010693, ОГРН 1034316546978),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Европейский" (далее - Общество, ООО ТД "Европейский") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к администрации города Кирова (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 31.01.2014 N 378-П "Об отмене постановления администрации города Кирова от 18.11.2013 N 4510-п".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент муниципальной собственности администрации города Кирова (далее - Департамент).
Решением суда от 22.07.2014 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суд в резолютивной части решения должен был указать на способ восстановления нарушенного права Общества, в связи с этим принятое решение является незаконным. Суды неверно истолковали статью 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) и пришли к неправильному выводу о том, что действия Администрации не соответствуют данной норме, в то время как требования данной нормы не соблюдены Обществом. Поскольку Общество утратило право на приобретение арендуемого имущества, оспариваемое постановление Администрации принято правомерно и соответствует закону.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Представитель Департамента в судебном заседании согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках дела N А28-10231/2012 ООО ТД "Европейский", Администрация и Департамент подписали мировое соглашение от 25.01.2013, по условиям которого Департамент обязался направить ООО ТД "Европейский" проект договора купли-продажи арендуемого имущества, с учетом условий, указанных в пункте 2.2 мирового соглашения, в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (пункт 2.1.3 мирового соглашения); Администрация обязалась принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты государственной регистрации права собственности на помещение, указанное в пункте 2.1.1 мирового соглашения, на основании заключения об оценке помещений N 4300/200812Ц-1684/Ю-01-М/3254 от 24.08.2012, принятого по акту N 4300/1208/000094 от 21.08.2012, цена имущества 177 010 000 рублей с учетом НДС (пункт 2.2 мирового соглашения).
Администрация издала постановление от 18.11.2013 N 4510-П (далее - постановление от 18.11.2013 N 4510-П) об условиях приватизации имущества - нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000345:124, расположенного по адресу: Кировская область, город Киров, улица Воровского, дом 43, помещение 1081 (далее - спорное нежилое помещение). Из указанного постановления следует, что принято решение о продаже спорного нежилого помещения (пункт 1); способом приватизации установлено возмездное отчуждение из муниципальной собственности спорного нежилого помещения в порядке реализации преимущественного права субъекта малого предпринимательства - ООО ТД "Европейский", арендующего указанное имущество на основании договора аренды от 01.08.2003 N 31 (пункт 2).
Департамент 20.11.2013 направил заявителю письмо, содержащее предложение заключить договор купли-продажи муниципального имущества - нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000345:124, расположенного по адресу: Кировская область, город Киров, улица Воровского, дом 43, помещение 1081, в месячный срок с даты получения ООО ТД "Европейский" данного предложения. К данному письму были приложены проект договора купли-продажи, копия постановления от 18.11.2013 N 4510-П, копия заключения об оценке (далее - письмо от 20.11.2013).
Департамент 18.12.2013 получил письмо ООО ТД "Европейский", содержащее просьбу направить в адрес заявителя предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества, проект договора купли-продажи, а также решение об условиях приватизации.
Письмо от 20.11.2013 получено ООО ТД "Европейский" 19.12.2013, что подтверждается уведомлением о вручении.
В письме от 27.12.2013 N 17321-01-05 Департамент сообщил ООО ТД "Европейский" о том, что заказным письмом от 20.11.2013, полученным Обществом согласно уведомлению о вручении 19.12.2013, в адрес Общества направлены: предложение заключить договор купли-продажи, постановление администрации города Кирова, копия заключения об оценке, проект договора купли-продажи. Письмо от 27.12.2013 получено по адресу представительства заявителя в городе Кирове 29.01.2014, а также по его юридическому адресу в городе Нижнем Новгороде 08.02.2014, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Общество 06.01.2014 подготовило письмо N 333 о согласии на заключение договора купли-продажи муниципального имущества, направлении подписанного экземпляра договора, предоставлении рассрочки платежа.
Общество 16.01.2014 направило в Департамент письмо от 06.01.2014 N 333 и приложенные к нему документы (договор купли-продажи муниципального имущества, подписанный заявителем, справку об отсутствии задолженности, акт сверки расчетов, копии платежных поручений).
Департамент 29.01.2014 направил в адрес УФПС Кировской области - филиал ФГУП "Почта России" (далее - УФПС Кировской области) письмо, в котором содержалась просьба представить информацию о направленной в адрес Департамента и Администрации корреспонденции от ООО ТД "Европейский" за период с 19.12.2013 по 19.01.2014.
УФПС Кировской области 30.01.2014 направило в Департамент письмо, в котором сообщило об отсутствии необработанной и недоставленной в адрес Администрации и Департамента письменной корреспонденции.
Управление делопроизводства и архива Администрации 31.01.2014 выдало справку об отсутствии в системе электронного документооборота зарегистрированных входящих писем от Общества с 19.12.2013 по 31.01.2014.
Администрация издала постановление от 31.01.2014 N 378-П (далее - постановление от 31.01.2014 N 378-П), в соответствии с которым, руководствуясь пунктом 2 части 10 статьи 4, подпунктом 2 пункта 9 статьи 4 Закона N 159-ФЗ и в связи с неподписанием Обществом в тридцатидневный срок со дня получения договора купли-продажи арендуемого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером 43:40:000345:124, расположенного по адресу: Кировская область, город Киров, улица Воровского, дом 43, помещение 1081, отменила постановление Администрации от 18.11.2013 N 4510-П.
Департамент 11.02.2014 получил письмо ООО ТД "Европейский" от 06.01.2014 N 333 с сообщением о своем согласии на заключение договора купли-продажи арендуемого имущества и направлении подписанного экземпляра договора, а также с просьбой заключить названный договор с условием предоставления рассрочки платежа.
Департамент 11.03.2014 направил в адрес заявителя письмо с сообщением о том, что договор купли-продажи в настоящий момент заключен быть не может, конечный срок заключения договора - 17.01.2014, в установленный срок в Департамент подписанный договор не поступил; в связи с неподписанием в тридцатидневный срок со дня получения договора купли-продажи постановление Администрации от 18.11.2013 N 4510-п отменено; договор купли-продажи подписан заявителем на иных условиях (пункты 4.2 и 4.3 договора). Кроме того, Департамент указал на необходимость проведения проверки по факту поступления в почтовое отделение от ООО ТД "Европейский" корреспонденции 16.01.2014.
Общество не согласилось с постановлением Администрации от 31.01.2014 N 378-П и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 217, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4 Закон N 159-ФЗ, статьей 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2, пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном данным законом.
В пункте 5 статьи 3 указанного закона определено, что особенности участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендуемого государственного и муниципального недвижимого имущества могут быть установлены Федеральным законом.
Закон N 159-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Такое преимущественное право может быть предоставлено при наличии совокупности условий, перечисленных в статье 3 Законе N 159-ФЗ.
Согласно частям 1, 2, 4, 9, 10 статьи 4 Закона N 159-ФЗ орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона (часть 1). В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера (часть 2). В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества (часть 4). Субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества: 1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества; 2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок, за исключением случаев приостановления течения указанного срока в соответствии с частью 4.1 настоящей статьи; 3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства (часть 9). В тридцатидневный срок с момента утраты субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, определенным частью 9 настоящей статьи, уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, принимает одно из следующих решений: 1) о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества"; 2) об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества (часть 10).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество направило в адрес Департамента письмо от 06.01.2014, содержащее согласие на заключение договора купли-продажи муниципального имущества и просьбу заключить названный договор на условиях предоставления рассрочки платежа, с приложением подписанного экземпляра договора. Данное письмо принято в отделении почтовой связи 16.01.2014 и подлежало доставке адресату до 20.01.2014.
Таким образом, Общество направило в Департамент письмо от 06.01.2014 с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 4 Закона N 159-ФЗ, следовательно, у Администрации отсутствовали основания для издания обжалуемого постановления.
Признание недействительным постановления Администрации устраняет нарушение прав Общества, как требует пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В любом случае на правильность принятого судебного акта не влияет неуказание в резолютивной части решения способа восстановления нарушенного права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу N А28-4844/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 2, 4, 9, 10 статьи 4 Закона N 159-ФЗ орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона (часть 1). В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера (часть 2). В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества (часть 4). Субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества: 1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества; 2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок, за исключением случаев приостановления течения указанного срока в соответствии с частью 4.1 настоящей статьи; 3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства (часть 9). В тридцатидневный срок с момента утраты субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, определенным частью 9 настоящей статьи, уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, принимает одно из следующих решений: 1) о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества"; 2) об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества (часть 10).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество направило в адрес Департамента письмо от 06.01.2014, содержащее согласие на заключение договора купли-продажи муниципального имущества и просьбу заключить названный договор на условиях предоставления рассрочки платежа, с приложением подписанного экземпляра договора. Данное письмо принято в отделении почтовой связи 16.01.2014 и подлежало доставке адресату до 20.01.2014.
Таким образом, Общество направило в Департамент письмо от 06.01.2014 с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 4 Закона N 159-ФЗ, следовательно, у Администрации отсутствовали основания для издания обжалуемого постановления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2015 г. N Ф01-6091/14 по делу N А28-4844/2014