Нижний Новгород |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А43-3734/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.07.2014, принятое судьей Чепурных М.Г., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014, принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., по делу N А43-3734/2014
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району Нижегородской области
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Балахнинская центральная районная больница" (ИНН: 5244012049, ОГРН: 1025201419980)
о взыскании 2973 рублей 91 копейки штрафа
и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району Нижегородской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Балахнинская центральная районная больница" (далее - Учреждение) 2973 рублей 91 копейки штрафа за неполную уплату страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.07.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 1 статьи 7, статью 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), часть 1 статьи 1.4, часть 4 статьи 2 и статью 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". По мнению заявителя жалобы, суммы начисленных работнику выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях. Кроме того, Фонд указывает, что выплата работодателем среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом производится работнику ввиду наличия с ним трудовых отношений; данные выплаты являются составной частью заработной платы и подлежат включению в расчетную базу при исчислении страховых взносов. Ссылка судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 является неправомерной, поскольку данный судебный акт принят до внесения изменений в статью 7 Закона N 212-ФЗ.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Учреждение не представило отзыв на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило.
Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фонд провел выездную проверку Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (далее - страховые взносы) за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составил акт от 21.06.2013 N 0620410001042.
В ходе проверки Фонд установил занижение Учреждением облагаемой базы по страховым взносам в результате излишнего начисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, которые не приняты к зачету за счет средств фонда социального страхования, и невключения в объект обложения страховыми взносами средств на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Фонда принял решение от 30.07.2013 N 06204113РВ0000420 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 2973 рублей 91 копейки.
В требовании от 27.08.2013 N 620410001042 Фонд предложил Учреждению уплатить сумму начисленного штрафа.
Неисполнение данного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 9 Закона N 212-ФЗ и пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты не облагаются страховыми взносами.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции до 2012 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
С 2012 года объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10). Правомерность данных выплат материалами дела подтверждена и Фондом не оспаривается.
С учетом изложенного Учреждение правомерно не включило в базу для исчисления страховых взносов спорные средства, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
Суды установили, что из решения Управления следует, что государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 14 (далее - Фонд социального страхования) представлена справка о результатах проверки правильности расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию от 25.04.2013 N 7, а также реестр не принятых к зачету расходах Учреждения, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства либо не подтвержденных документально.
Согласно данной справке Учреждению отказано в принятии к зачету за счет средств Фонда социального страхования 2512 рублей 25 копеек, выплаченных в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством.
Довод Фонда о том, что указанные суммы подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств Фонда социального страхования, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда социального страхования страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности данного фонда по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению.
При этом в отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Следовательно, Учреждение правомерно не включило в объект обложения страховыми взносами не принятые к зачету расходы за счет средств Фонда социального страхования.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования, поскольку основания для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ и взыскания штрафа в размере 2973 рублей 91 копейки, отсутствовали.
Доводы Фонда, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку при правильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.07.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А43-3734/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10). Правомерность данных выплат материалами дела подтверждена и Фондом не оспаривается.
...
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Следовательно, Учреждение правомерно не включило в объект обложения страховыми взносами не принятые к зачету расходы за счет средств Фонда социального страхования.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования, поскольку основания для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ и взыскания штрафа в размере 2973 рублей 91 копейки, отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 февраля 2015 г. N Ф01-6354/14 по делу N А43-3734/2014