Нижний Новгород |
|
12 марта 2015 г. |
Дело N А43-8501/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Мижерицкой И.А. (доверенность от 18.02.2015 N 405-19-857), Клюжевой Н.А. (доверенность от 18.02.2015 N 405-19-857),
от заинтересованного лица: Батраковой О.И. (доверенность от 10.02.2015 N 97)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.08.2014, принятое судьей Верховодовым Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014, принятое судьями Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., по делу N А43-8501/2014
по заявлению Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" (ИНН: 5249114559, ОГРН: 1115249007466)
о признании недействительным решения от 24.03.2014 N 7/ПДС Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 5260019884, ОГРН: 1025203031040)
и установил:
Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9 (далее - Фонд, Региональное отделение) от 24.03.2014 N 7/ПДС о возмещении расходов.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.08.2014 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, при расчете среднего заработка и количества дней за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, Учреждение неправомерно учитывало дни и средний заработок, полученный застрахованными лицами на предыдущем месте работы у иного страхователя - в Территориальном органе Министерства социальной политики Нижегородской области.
Подробно позиция Фонда изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.03.2015.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку полноты и достоверности представляемых Учреждением сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов, за период с 01.07.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составил акт от 24.02.2014 N 52/пдс.
В ходе проверки установлено, что страхователь представил в Региональное отделению недостоверные сведения о размере среднего заработка и количестве календарных дней в расчетном периоде, необходимых для исчисления пособий работникам Учреждения в 2011 - 2012 годах, что повлекло излишние расходы страховщика при назначении и выплате застрахованным лицам пособий по беременности и родам в сумме 72 101 рубля 64 копеек, ежемесячных пособий по уходу за ребенком в сумме 145 699 рублей 39 копеек. По мнению Фонда, страхователь при расчете пособий неправомерно учел средний заработок и количество дней за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления страховых случаев, на предыдущем месте работы застрахованных лиц - в Территориальном органе Министерства социальной политики Нижегородской области.
Рассмотрев материалы проверки и возражения страхователя, Региональное отделение приняло решение от 24.03.2014 N 7/ПДС, в соответствии с которым Учреждению предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные страховщиком, в сумме 217 801 рубля 03 копеек.
Не согласившись с вынесенным Фондом решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным.
Руководствуясь статьями 57, 58, 61, 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 8, 9, 11, 12, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 2, 11, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд пришли к выводу о незаконности принятого Фондом решения и удовлетворили заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (статья 11 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения.
Условия, размер и порядок обеспечения указанными пособиями граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемых застрахованным лицам, установлены в статьях 11 и 11.2 Закона N 255-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2011) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 343-ФЗ, то есть в редакции, действовавшей в 2010 году).
При этом на основании части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2010, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, в целях исчисления пособия по беременности и родам в период с 01.01.2010 расчет среднего заработка застрахованного лица должен производиться исходя из фактически начисленной этому лицу заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, только у данного страхователя.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 02.06.2011 N 970-р; Устав Учреждения утвержден приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 03.06.2011 N 225.
Страхователем по обязательному социальному страхованию Учреждение является с 20.06.2011.
Застрахованные лица - Алексеева Н.А., Тверскова Е.О. и Шадрина О.В. были приняты на работу в Учреждение 18.07, 02.09 и 10.10.2011 соответственно.
Наступление страховых случаев у данных лиц в 2011 году, а также наличие у них трудовых отношений с Учреждением материалами дела подтверждено и Фондом не оспаривается.
Для назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения Учреждение представило в Региональное отделение расчеты средней заработной платы за 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, включив в них заработок, полученный работниками на предыдущем месте работы - в Территориальном органе Министерства социальной политики Нижегородской области (далее - Территориальный орган), который был ликвидирован в соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области от 08.12.2010 N 1771-р и распоряжением Правительства Нижегородской области от 28.04.2011 N 647-р.
Между тем такой расчет противоречит положениям пункта 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2010.
Вывод суда первой инстанции о том, что имела место реорганизация Территориального органа путем преобразования его в Учреждение, правового значения в данном случае не имеет.
Таким образом, Фонд правомерно исключил из расчета среднего заработка суммы оплаты за время работы названных физических лиц в Территориальном органе.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного Учреждением требования.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права, а заявленное Учреждением требование - отказу в удовлетворении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, которые участвуют в деле и в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289 и 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.08.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А43-8501/2014 отменить.
Отказать Государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" в удовлетворении требования о признании недействительным решения от 24.03.2014 N 7/ПДС Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Арбитражному суду Нижегородской области осуществить поворот исполнения решения от 06.08.2014 по настоящему делу в части распределения и взыскания расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2011) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 343-ФЗ, то есть в редакции, действовавшей в 2010 году).
При этом на основании части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2010, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
...
Для назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения Учреждение представило в Региональное отделение расчеты средней заработной платы за 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, включив в них заработок, полученный работниками на предыдущем месте работы - в Территориальном органе Министерства социальной политики Нижегородской области (далее - Территориальный орган), который был ликвидирован в соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области от 08.12.2010 N 1771-р и распоряжением Правительства Нижегородской области от 28.04.2011 N 647-р.
Между тем такой расчет противоречит положениям пункта 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2010."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2015 г. N Ф01-333/15 по делу N А43-8501/2014