Нижний Новгород |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А17-4668/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.04.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Приволжского муниципального района Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.09.2014, принятое судьей Калиничевой М.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А17-4668/2014
по заявлению администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (ИНН: 3719001961, ОГРН: 1023701711824)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (ИНН: 3728012720, ОГРН: 1023700560619)
о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "МС" (ИНН: 3702628708, ОГРН: 1103702022379),
и установил:
администрация Приволжского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация, заказчик) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 17.07.2014, в соответствии с которым была признана обоснованной жалоба общества с ограниченной ответственностью "МС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, и выданного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МС" (далее - ООО "МС", Общество).
Решением суда от 10.09.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статью 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Администрация считает, что в случае направления участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность, комиссия по осуществлению закупок обязана такую информацию рассмотреть и при наличии соответствующих обстоятельств признать ее недостоверной, а равно признать участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы; просило рассмотреть жалобу без участия представителя.
Общество отзыв на кассационную жалобу в суд не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2014 в Управление поступила жалоба ООО "МС" на действия Администрации при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по комплексному обследованию состояния жилых зданий, расположенных по адресу: Ивановская область, г. Приволжск, ул. Фрунзе, д. 10 и д. 11, ул. Б. Московская, д. 6, с выдачей технического заключения и рекомендаций по приведению в соответствие с действующими нормами и правилами.
В жалобе указано, что заказчик в ходе проведения электронного аукциона безосновательно отказался от заключения контракта с Обществом.
Проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ внеплановую проверку, комиссия Управления установила, что 19.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг (zakupki.gov.ru) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по комплексному обследованию состояния жилых зданий, расположенных по адресу: Ивановская область, г. Приволжск, ул. Фрунзе, д. 10 и д. 11, ул. Б. Московская, д. 6, с выдачей технического заключения и рекомендаций по приведению в соответствие с действующими нормами и правилами. Начальная (максимальная) цена контракта по указанному аукциону составляла 516 591 рубль.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.06.2014 победителем указанного аукциона было признано ООО "МС", предложившее наиболее низкую цену контракта, а именно 172 000 рублей.
Победителем данного электронного аукциона 24.06.2014 был размещен подписанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта в размере 38 744 рублей 33 копеек (платежное поручение от 18.06.2014 N 39), а также информация, предусмотренная частью 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно протоколу от 30.06.2014 Администрация отказалась от заключения контракта с ООО "МС" в связи с предоставлением недостоверной информации о добросовестности Общества.
Комиссия Управления, рассмотрев жалобу ООО "МС", вынесла решение от 15.07.2014 (в полном объеме изготовлено 17.07.2014) о признании жалобы обоснованной, в котором указала, что представление победителем аукциона обеспечения исполнения контракта в установленном частью 1 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ размере являлось достаточным для заключения контракта; заказчик был обязан заключить контракт с таким участником; в действиях Администрации было усмотрено нарушение требований части 7 статьи 70 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании указанного решения антимонопольный орган выдал заказчику предписание об устранении нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, в котором указал на необходимость отменить протокол отказа от заключения муниципального контракта с победителем электронного аукциона; исполнить требования части 7 статьи 70 Федерального закона N 44-ФЗ, разместив муниципальный контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика на электронной торговой площадке.
Администрация не согласилась с решением и предписанием Управления и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации, частями 1, 2, 7 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, суды пришли к выводу о правомерности принятого антимонопольным органом решения и выданного предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
В части 1 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 названной статьи если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Проанализировав указанные нормы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что для надлежащего исполнения требований Федерального закона N 44-ФЗ победителю аукциона достаточно выполнить одно из условий, указанных в части 2 статьи 37 данного закона, то есть предоставить заказчику либо обеспечение исполнения контракта, либо информацию, подтверждающую добросовестность победителя аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено обязанности одновременно исполнить оба условия.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество исполнило требование части 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ - предоставило обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств в необходимом размере на счет, указанный заказчиком в документации об электронном аукционе.
Таким образом, Администрация необоснованно отказалась от заключения контракта с ООО "МС", и решение Управления и выданное на его основании предписание являются правомерными.
На основании изложенного суды обоснованно отказали Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Суды правильно указали Администрации, что при предоставлении победителем аукциона надлежащего обеспечения исполнения контракта обязанность по представлению предусмотренной частью 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ информации о добросовестности у него отсутствует. Таким образом, в данном случае предоставление такой информации Обществом по собственной инициативе и в целях дополнительного информирования заказчика не может повлечь негативные последствия для него как победителя аукциона, поскольку единственная цель части 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, которая заключается в предоставлении заказчику соответствующей гарантии надлежащего исполнения обязанностей, была достигнута при перечислении на счет Администрации денежных средств в установленном размере.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.09.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А17-4668/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Приволжского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установили суды, Общество исполнило требование части 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ - предоставило обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств в необходимом размере на счет, указанный заказчиком в документации об электронном аукционе.
...
Суды правильно указали Администрации, что при предоставлении победителем аукциона надлежащего обеспечения исполнения контракта обязанность по представлению предусмотренной частью 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ информации о добросовестности у него отсутствует. Таким образом, в данном случае предоставление такой информации Обществом по собственной инициативе и в целях дополнительного информирования заказчика не может повлечь негативные последствия для него как победителя аукциона, поскольку единственная цель части 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, которая заключается в предоставлении заказчику соответствующей гарантии надлежащего исполнения обязанностей, была достигнута при перечислении на счет Администрации денежных средств в установленном размере."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2015 г. N Ф01-860/15 по делу N А17-4668/2014