Нижний Новгород |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А43-18652/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.04.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Шелопухо Н.В. (доверенность от 10.04.2015),
от ответчика: Щербаковой Е.А. (доверенность от 31.03.2015 N 01/1459)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2014,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015,
принятое судьями Захаровой Т.А.,Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-18652/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко-Реал"
(ИНН: 526001001, ОГРН: 1115250000139)
о признании незаконным решения администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.09.2014 N 01/3847,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,- Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Реал" (далее - ООО "Эко-Реал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 26.09.2014 N 01/3847 решения администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация, орган местного самоуправления) об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО) I этап строительства (первый пусковой комплекс)", находящегося по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, в 500 метрах юго-восточнее села Большое Мокрое, участок N 3 города Кстово Нижегородской области, в эксплуатацию.
Также Общество просило суд обязать орган местного самоуправления выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области.
Решением от 27.10.2014 суд удовлетворил требования, заявленные ООО "Эко-Реал".
Постановлением апелляционного суда от 02.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт.
По мнению органа местного самоуправления, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Администрация указывает, что Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области не является уполномоченным органом на осуществление государственного строительного надзора объекта капитального строительства "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО), I этап строительства (первый пусковой комплекс)", находящегося по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, в 500 метрах юго-восточнее села Большое Мокрое, участок N 3 города Кстово Нижегородской области, следовательно, решение администрации об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства, изложенное в письме от 26.09.2014 N 01/3847, является законным.
Подробно доводы органа местного самоуправления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами администрации, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области отзыв на кассационную жалобу не представила, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направила. Кассационная жалоба рассмотрена без ее участия.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Эко-Реал" 02.06.2014 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО) I этап строительства (первый пусковой комплекс)", находящегося по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, в 500 метрах юго-восточнее села Большое Мокрое, участок N 3 города Кстово Нижегородской области.
Письмом от 20.06.2014 орган местного самоуправления сообщил Обществу об отказе в выдаче испрашиваемого разрешения, так как не представлены все документы.
ООО "Эко-Реал" 02.07.2014 повторно обратилось в администрацию с соответствующим заявлением, к которому приложило в полном объеме документы.
Решением, изложенным в письме от 26.09.2014 N 01/3847, администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО), I этап строительства (первый пусковой комплекс)", находящегося по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, в 500 метрах юго-восточнее села Большое Мокрое, участок N 3 города Кстово Нижегородской области, в эксплуатацию, обосновав свое решение тем, что отсутствует заключение органа строительного надзора - Волжско-Окского управления Ростехнадзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Общество не согласилось с решением администрации, которое посчитало не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 49, 52, 54, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и исходя из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего решения, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
На основании части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо приложить заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из оснований отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
На основании части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 настоящего Кодекса. В пункте 5.1 среди прочих объектов указаны объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности.
В силу части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Согласно части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.1 части 5 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности.
Администрация указывает, что поскольку объект капитального строительства "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО), I этап строительства (первый пусковой комплекс)" является объектом, связанным с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности и прошел государственную экспертизу федерального уровня, он подлежит государственному строительному надзору, осуществляемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Эко-Реал" приложило к своему заявлению о вводе объекта капитального строительства "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО), I этап строительства (первый пусковой комплекс)" заключение о соответствии объекта капитального строительства техническим регламентам и проектной документации, выданное Инспекцией государственного строительного надзора Нижегородской области. Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.11.2011 N 954 утверждено Положение об Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области, согласно которому Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Строительство объекта капитального строительства "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО), I этап строительства (первый пусковой комплекс)", расположенного по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, в 500 метрах юго-восточнее села Большое Мокрое, участок N 3 города Кстово Нижегородской области, осуществлялось на основании разрешительной документации, в том числе разрешения на строительство от 09.09.2013 N га 52526311-163/2013, выданного администрацией, и положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации от 22.08.2013 N 0320-13/КГЭ-1738/02, согласно которому данный объект предназначен только для размещения твердых бытовых отходов III - IV классов опасности. Обезвреживание отходов с применением специальных установок и средств на указанном объекте не предусмотрено.
На основании приказа руководителя Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области от 24.09.2013 N 519-01/02-03/1478 уполномоченное лицо Инспекции Воронина Н.В. осуществляла региональный государственный строительный надзор при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО)", расположенного по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, в 500 метрах юго-восточнее села Большое Мокрое, участок N 3.
При проведении итоговой проверки должностное лицо Инспекции нарушений не выявило, в связи с чем ООО "Эко-Реал" было выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 28.05.2014 N 519-03/05-10-05.
По результатам проведенной 26.05.2014 и 27.05.2014 проверки руководитель Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области издал приказ от 29.05.2014 N 519-01/02-04/85 об утверждении заключения о соответствии объекта капитального строительства техническим регламентам и проектной документации.
Согласно письму Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 19.04.2013 N 3323-ОШ/03/бс возможно направление проектной документации и результатов инженерных изысканий для строительства объектов, связанных только для размещения или только для обезвреживания отходов I - V классов опасности, а также инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в учреждение, подведомственное органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченное на проведение государственной экспертизы, из чего следует, что государственный строительный надзор при строительстве подобных объектов должен осуществляться на уровне субъекта Российской Федерации, следовательно, в рассматриваемом случае Инспекцией государственного строительного надзора Нижегородской области.
В материалах дела имеется ответ Волжско-Окского управления Ростехнадзора, поступивший на запрос ООО "Эко-Реал" о необходимости получения заключения о соответствии рассматриваемого объекта капитального строительства техническим регламентам и проектной документации в Волжско-Окском управлении Ростехнадзора.
В приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.01.2013 N 38 "Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти" дано пояснение о том, что она является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти. Данный пункт содержит указание на объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности.
Согласно установленным материалам дела, объект "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО), I этап строительства (первый пусковой комплекс), расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 500 метров юго-восточнее села Большое Мокрое, участок N 3", предназначен для размещения бытовых отходов III - IV классов опасности. Обезвреживание отходов, то есть их обработка, в том числе сжигание и обеззараживание на специализированных установках, проектной документацией не предусмотрены.
На основании изложенного вывод судов о том, что объект капитального строительства, связанный только с размещением отходов I - V классов опасности, без одновременного их обезвреживания, поднадзорен Инспекции государственного строительного надзора по Нижегородской области и по своим характеристикам не подпадает под действие пункта 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является правомерным.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному заключению об ошибочности позиции администрации о том, что заключение Инспекции государственного строительного надзора по Нижегородской области по данному объекту капитального строительства выдано неуполномоченным органом. У администрации отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе ООО "Эко-Реал" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по делу N А43-18652/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.01.2013 N 38 "Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти" дано пояснение о том, что она является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти. Данный пункт содержит указание на объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности.
Согласно установленным материалам дела, объект "II очередь полигона твердых бытовых отходов (ТБО), I этап строительства (первый пусковой комплекс), расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 500 метров юго-восточнее села Большое Мокрое, участок N 3", предназначен для размещения бытовых отходов III - IV классов опасности. Обезвреживание отходов, то есть их обработка, в том числе сжигание и обеззараживание на специализированных установках, проектной документацией не предусмотрены.
На основании изложенного вывод судов о том, что объект капитального строительства, связанный только с размещением отходов I - V классов опасности, без одновременного их обезвреживания, поднадзорен Инспекции государственного строительного надзора по Нижегородской области и по своим характеристикам не подпадает под действие пункта 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф01-1105/15 по делу N А43-18652/2014