Нижний Новгород |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А79-3675/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.05.2015.
Полный текст постановления изготовлен 26.05.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Чернышова Д.В.
при участии представителей
от заявителя: Максимова А.А. и Фиалко А.В. (доверенности от 29.04.2015 и 15.09.2014),
от третьего лица - открытого акционерного общества "Чебоксарский завод строительных материалов": Вахромеевой Е.В. (доверенность от 09.01.2014 N 1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ютон" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.10.2014, принятое судьей Бойко О.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015, принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А., по делу N А79-3675/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ютон" (ИНН: 2129047376, ОГРН: 1022101268750)
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (ИНН: 2129056028, ОГРН: 1042129023936) и филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757) и об обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица - администрация города Чебоксары Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "Земля" и открытое акционерное общество "Чебоксарский завод строительных материалов",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ютон" (далее - ООО "Ютон") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действия филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Кадастровая палата) по внесению в базу данных Государственного кадастра недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территории открытого акционерного общества "Чебоксарский завод строительных материалов" (санитарно-защитной зоне) и действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Росреестр) по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об ограничении (обременении) прав на земельный участок с кадастровым номером 21:01:010202:319 и об устранении допущенных нарушений путем обязания заинтересованных лиц восстановить в государственных реестрах сведения об указанном участке без ограничений (обременений).
Требования основаны на статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьях 56 и 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и мотивированы несоблюдением установленного порядка внесения изменений и ограничением прав заявителя, осуществляющего строительство на земельном участке с кадастровым номером 21:01:010202:319.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация), общество с ограниченной ответственностью "Земля" (далее - ООО "Земля") и открытое акционерное общество "Чебоксарский завод строительных материалов" (далее - Завод).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 20.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.01.2015, отказал в удовлетворении требований. Суды пришли к выводам: процедура внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о санитарно-защитных зонах отлична от процедуры кадастрового учета объекта недвижимости, и не предполагает обязательного согласования границ такой зоны с владельцами участков, по которым она проходит, и не устанавливает особой формы подачи соответствующего заявления; заявитель не доказал нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
Не согласившись с данными судебными актами, ООО "Ютон" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суды сделали ошибочные выводы о соблюдении Заводом порядка подачи заявления о внесении сведений об объекте землеустройства, предусматривающего подачу заявления по форме, утвержденной в приложении N 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества", проведение необходимых согласований с заинтересованными лицами и экспертизы представленной карты (плана), а также о недоказанности заявителем нарушенных прав и законных интересов и вынесли немотивированные судебные акты в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Внесенные в государственные реестры сведения о санитарно-защитной зоне не соответствуют ее границам, установленным решением Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике от 17.05.2007 N 04/3507.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Завода указал на несостоятельность аргументов заявителя.
В отзывах на кассационную жалобу заинтересованные лица просили оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Заинтересованные лица, ООО "Земля" и Администрация, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее и заслушав полномочных представителей участвующих в деле лиц, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Главный государственный санитарный врач по Чувашской Республике принял решение от 17.05.2007 N 04/3507 об установлении санитарно-защитной зоны Завода, загрязняющего атмосферный воздух, и выдал санитарно-эпидемиологическое заключение N 21.01.04.000.Т.000182.05.07 о соответствии проекта индивидуальной санитарно-защитной зоны Завода государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
На основании данных документов Завод обратился в Кадастровую палату с заявлением от 30.01.2014 о внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах санитарно-защитной зоны.
Орган кадастрового учета принял решение от 06.02.2014 N Ф/14-5958 о внесении данных сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Завод направил в Росреестр с заявление от 18.02.2014 об ограничении прав на не разграниченный в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером 21:01:010202:319, арендованный ООО "Ютон" по договору от 09.06.2012 и частично вошедший в границы зоны с особыми условиями использования.
Государственная регистрация ограничений осуществлена 19.03.2014.
Посчитав, что действия Кадастровой палаты и Росреестра по внесению указанных сведений в информационные ресурсы не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, он обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 5 статьи 4 и статьи 10 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета на основании поступивших документов вносит в Государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий.
В статье 15 данного закона установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в установленный законом срок с даты принятия решений об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения. В случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Вопреки доводам подателя жалобы, санитарно-защитная зона не является объектом недвижимости, следовательно, постановка его на государственный кадастровый учет как объекта недвижимости (земельного участка) не предусмотрена законом. Процедура внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий не является действием по кадастровому учету, понятие которому дано в части 3 статьи 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, поэтому статья 16 этого закона, регламентирующая порядок осуществления кадастрового учета, не применима в рассмотренном случае. Действующее законодательство не установило форму заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах, поэтому такое заявление могло быть представлено в орган кадастрового учета заинтересованным лицом в произвольной форме.
Из материалов дела усматривается, что сведения о зоне с особыми условиями использования территорий внесены в Государственный кадастр недвижимости в порядке статьи 15 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Границы санитарно-защитной зоны Завода определены при ее создании и установлены в соответствии с актом Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике, в связи с чем не могли быть изменены по своему усмотрению органом кадастрового учета. Какие-либо акты, изменяющие установленные границы, уполномоченным органом власти не принимались. Доказательств несоответствия внесенных в кадастр сведений о границах санитарно-защитной зоны пределам такой зоны, определенной в решении от 17.05.2007 N 04/3507, не представлено.
В качестве обстоятельств, нарушающих права и законные интересы ООО "Ютон", заявитель ссылается на ограничение его права по использованию арендованного земельного участка внесением в кадастр сведений о вхождении этого участка в зону с особыми условиями использования территорий.
Вместе с тем установление санитарно-защитной зоны было осуществлено до введения в действие Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, до образования земельного участка с кадастровым номером 21:01:010202:319 и до возникновения у заявителя арендных прав на него, поэтому права и законные интересы ООО "Ютон" не могли быть нарушены действиями кадастрового органа, не влияющими на факт нахождения спорного земельного участка в границах такой зоны. Действия Кадастровой палаты носили учетный характер и совершены в целях приведения объектов учета в соответствие с их действительными характеристиками. Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий не влияет на факт существования такой территории в установленных границах и не влекут за собой прекращения прав арендаторов земельных участков в составе такой зоны и императивного введения особого режима использования участков (пункт 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приняв во внимание, что в рассмотренном случае отсутствует предусмотренная в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий государственных органов, суд округа счел обоснованным отказ двух судебных инстанций в удовлетворении заявленных ООО "Ютон" требований.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А79-3675/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ютон" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве обстоятельств, нарушающих права и законные интересы ООО "Ютон", заявитель ссылается на ограничение его права по использованию арендованного земельного участка внесением в кадастр сведений о вхождении этого участка в зону с особыми условиями использования территорий.
Вместе с тем установление санитарно-защитной зоны было осуществлено до введения в действие Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, до образования земельного участка с кадастровым номером 21:01:010202:319 и до возникновения у заявителя арендных прав на него, поэтому права и законные интересы ООО "Ютон" не могли быть нарушены действиями кадастрового органа, не влияющими на факт нахождения спорного земельного участка в границах такой зоны. Действия Кадастровой палаты носили учетный характер и совершены в целях приведения объектов учета в соответствие с их действительными характеристиками. Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий не влияет на факт существования такой территории в установленных границах и не влекут за собой прекращения прав арендаторов земельных участков в составе такой зоны и императивного введения особого режима использования участков (пункт 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 мая 2015 г. N Ф01-1378/15 по делу N А79-3675/2014