Нижний Новгород |
|
15 июня 2015 г. |
Дело N А82-13067/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2014,
принятое судьей Мухиной Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
по делу N А82-13067/2014
по заявлению товарищества собственников жилья "СОКОЛ-4"
(ИНН: 7603025858, ОГРН: 1037600206819)
о признании недействительным постановления мэрии города Ярославля и
о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции
Ярославской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов
Ярославской области,
и у с т а н о в и л :
товарищество собственников жилья "СОКОЛ-4" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления мэрии города Ярославля (далее - Мэрия) от 28.05.2014 N 1324 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области" в части включения дома по адресу: город Ярославль, проспект Фрунзе, дом 53 (строка 548 приложения), в число домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, об обязании Мэрии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а также о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - Инспекция, в настоящее время - Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области, далее - Департамент), выразившихся в предоставлении в адрес Мэрии письмом от 20.05.2014 N 12-1232/14 сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 53 по проспект Фрунзе города Ярославля не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - Региональный фонд).
Руководствуясь статьями 2, 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 169 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), частью 7 статьи 22 Закона Ярославской области от 28.06.2013 N 32-з "Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области" (далее - Закон N 32-з), Порядком ведения реестра уведомлений владельцев специальных счетов и реестра специальных счетов на территории Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 18.12.2013 N 1658-п (далее - Порядок N 1658-п), суд первой инстанции пришел к выводу, что у Инспекции отсутствовали основания для направления в Мэрию спорных сведений, и решением от 26.11.2014 удовлетворил заявленные требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Кодекса и Закона N 32-з. Для осуществления собственниками многоквартирных жилых домов права формировать фонд капитального ремонта на специальном счете недостаточно только принять соответствующее решение, его необходимо реализовать. В рассматриваемом случае принятое собственниками решение не было реализовано, так как специальный счет для формирования фонда капитального ремонта открыт по истечении установленного срока. Интересы собственников помещений многоквартирного дома, своевременно принявших решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, нарушены не действиями Департамента, а самим Товариществом, нарушившим установленные для реализации принятого решения сроки. Оспариваемые действия Департамента соответствуют действующему законодательству.
Товарищество, Инспекция и Региональный фонд отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, собственник помещений в многоквартирном доме 53 по проспекту Фрунзе города Ярославля 17.02.2014 приняли решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет (пункт 1 части 3 статьи 170 Кодекса).
Председателю правления Товарищества поручено в течение трех рабочих дней со дня проведения общего собрания сообщить о принятом решении в территориальную администрацию Фрунзенского района Мэрии. Этим же решением Товарищество определено лицом, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами (владельцем специального счета). Владельцу специального счета поручено открыть специальный счет в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола общего собрания, предоставить в Инспекцию информацию и документы, предусмотренные статьей 26 Закона N 32-з, в порядке и сроки, установленные данным законом, а также представлять собственникам помещений платежные документы для уплаты ежемесячного взноса на капитальный ремонт в соответствии с частями 2, 4 статьи 23 Закона N 32-з.
Письмом от 20.02.2014 председатель правления Товарищества направил в Территориальную администрацию Фрунзенского района Мэрии копию протокола общего собрания от 17.02.2014 (получено 03.03.2014).
Председатель Правления Товарищества 30.04.2014 подал в ОАО "Сбербанк России" ВСП N 0017/233 города Ярославля заявку на открытие специального счета.
14.05.2014 согласно представленной в материалы дела справке Товариществу открыт специальный счет в Сбербанке РФ.
Сведения об открытом счете и его владельце направлены председателем Правления Товарищества в Инспекцию 15.05.2014 (поступили 19.05.2014).
Письмом от 20.05.2014 N ИХ12-1232/14 Инспекция направила в Мэрию информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его. В строке 9833 приложения к письму указан дом 53 по проспекту Фрунзе города Ярославля.
В то же время Инспекция 22.05.2014 включила Товарищество в реестр специальных счетов и уведомлений владельцев специальных счетов.
Мэрия издала постановление от 28.05.2014 N 1324 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области", согласно пункту 1 которого фонд капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Ярославля, собственники помещений в которых в установленные сроки не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ в установленные сроки не был реализован, формируется на счете Регионального фонда. Перечень таких домов определен в приложении к постановлению. За номером 548 в Перечень включен дом 53 по проспекту Фрунзе города Ярославля.
Товарищество не согласилось с указанным постановлением в части включения дома 53 по проспекту Фрунзе (строка 548 приложения) в число домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете Регионального фонда, и с действиями Инспекции по направлению в Мэрию сведений о том, что собственники помещений в указанном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 169 Кодекса обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Кодекса решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Кодекса).
Правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области определены Законом N 32-з.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном данным законом порядке региональной программы. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 7 статьи 22 Закона N 32-з).
Организацию ведения реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в соответствующем доме формирования фонда капитального ремонта, реестра специальных счетов, на которые перечисляются взносы, а также информирования органов местного самоуправления муниципальных образований области и регионального оператора о домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, на территории Ярославской области регулирует Порядок N 1658-п.
Инспекция не позднее 20 дней по истечении четырех месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, представляет органам местного самоуправления муниципальных образований области и региональному оператору информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (пункт 14 Порядка N 1658-п).
Оценив материалы дела, суды пришли к выводу, что собственники помещений в спорном доме реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет.
Суды установили, что собственники помещений в установленный Законом N 32-з срок (до 30.04.2014) приняли соответствующее решение, поручили уполномоченному лицу (Председателю правления Товарищества) совершить юридически значимые действия в связи с принятым решением. Уполномоченное лицо совершило порученные ему действия, в частности, уведомило о принятом собственниками решении территориальную администрацию, обратилось в банк с заявлением об открытии специального счета, а после открытия счета проинформировало об этом Инспекцию.
Уведомление с приложением справки банка об открытии специального счета, на основании которого вносятся сведения в реестр уведомлений (пункт 8 Правил N 1658-п), поступило в Инспекцию 19.05.2014.
Таким образом, на момент направления в Мэрию письма от 20.05.2014 N ИХ12-1232/14 Инспекция располагала информацией о том, что собственники помещений дома выбрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет и реализовали его. Следовательно, у Инспекции не имелось достаточных оснований для направления в уполномоченный орган иных сведений.
В силу изложенного суды правомерно исходили из того, что в данном случае открытие банком специального счета после 30.04.2014 не могло являться основанием для включения спорного дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального строительства и не реализовали его (пункт 14 Порядка N 1658-п).
С учетом установленных обстоятельств суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия Инспекции и постановление Мэрии не соответствуют закону (статье 170 Кодекса, части 7 статьи 22 Закона N 32-з), нарушают права и законные интересы Товарищества, и удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов об отсутствии в рассматриваемом случае у Инспекции оснований для совершения оспариваемых действий.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу N А82-13067/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 170 Кодекса решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Кодекса).
...
С учетом установленных обстоятельств суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия Инспекции и постановление Мэрии не соответствуют закону (статье 170 Кодекса, части 7 статьи 22 Закона N 32-з), нарушают права и законные интересы Товарищества, и удовлетворили заявленное требование."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 июня 2015 г. N Ф01-2112/15 по делу N А82-13067/2014