Нижний Новгород |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А31-5694/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей (в заседании 28.04.2015)
от заинтересованного лица: Дорофеевой Ю.Е. (доверенность от 27.04.2015 N 54), Островского Г.В. (доверенность от 14.07.2014 N 35)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.10.2014, принятое судьей Беляевой Т.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015, принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И., по делу N А31-5694/2010
по заявлению муниципального казенного учреждения города Костромы "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" (ИНН: 4401005490, ОГРН: 1034408616956)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 31.03.2010 N 18/14,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Костромагорводоканал" (ИНН: 4401000622, ОГРН: 1024400535356), закрытое акционерное общество "Инари-технологии" (ИНН: 7826014874, ОГРН: 1027810284721), Управление финансов Администрации города Костромы,
и установил:
муниципальное учреждение "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - МУ "СМЗ по ЖКХ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее - Инспекция, налоговый орган) от 31.03.2010 N 18/14 (за исключением пункта 1.3).
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции произвел замену МУ "СМЗ по ЖКХ" на его правопреемника - муниципальное казенное учреждение города Костромы "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - МКУ "СМЗ по ЖКХ").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Костромагорводоканал" (правопреемник муниципального унитарного предприятия города Костромы "Информационно-расчетный кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей"; далее - МУП г. Костромы "Костромагорводоканал"), закрытое акционерное общество "Инари-технологии" (далее - ЗАО "Инари-технологии") и Управление финансов администрации города Костромы (правопреемник Финансово-казначейского управления администрации города Костромы; далее - Управление финансов).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.10.2014 заявленное требование удовлетворено частично: решение Инспекции признано недействительным в части уплаты соответствующих сумм налогов, пеней и штрафов, корреспондирующих пунктам 2.4.1, 2.4.2, 2.5 мотивировочной части решения налогового органа.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части удовлетворения требования МКУ "СМЗ по ЖКХ" о признании недействительным решения в части уплаты соответствующих сумм налогов, пеней и штрафов, корреспондирующих пунктам 2.4.1 и 2.4.2, и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, денежные средства в сумме 52 862 566 рублей 50 копеек, полученные открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2") от Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу города Костромы (далее - Комитет социальной защиты населения) и перечисленные муниципальным унитарным предприятием города Костромы "Информационно-расчетный кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей" (далее - МУП "ИРКЦ по ОКП") на расчетные счета МУ "СМЗ по ЖКХ" и поставщиков услуг, правомерно включены налоговым органом в состав доходов Учреждения при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Инспекция указывает, что в соответствии с агентским договором от 01.10.2006 N 2000 денежные средства, полученные ОАО "ТГК N 2" от Комитета социальной защиты населения, были зачтены в погашение задолженности Учреждения перед ОАО "ТГК N 2" по оплате тепловой энергии по договору от 01.01.2006 N 2000.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
МКУ "СМЗ по ЖКХ" в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов Инспекции.
МКУ "СМЗ по ЖКХ", МУП г. Костромы "Костромагорводоканал", ЗАО "Инари-технологии" и Управление финансов, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебные заседания не обеспечили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 05.05.2015.
Согласно статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 04.06.2015.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.06.2015.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку МУ "СМЗ по ЖКХ" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на прибыль, за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, по результатам которой составила акт от 04.03.2010 N 13/14дсп.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о занижении Учреждением налоговой базы по налогу на прибыль в результате невключения в состав внереализационных доходов денежных средств, направленных на социальную поддержку льготных категорий граждан, перечисленных Комитетом социальной защиты населения на расчетные счета ОАО "ТГК N 2" по договору от 01.10.2006 N 2000 в сумме 52 794 667 рублей 58 копеек, МУП "ИРКЦ по ОКП" - в сумме 38 449 рублей 56 копеек и поставщиков жилищно-коммунальных услуг - в сумме 29 449 рублей 36 копеек.
Рассмотрев материалы проверки, исполняющий обязанности начальника Инспекции вынес решение от 31.03.2010 N 18/14, согласно которому МУ "СМЗ по ЖКХ" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, в том числе за неуплату налога на прибыль в сумме 1 409 343 рублей. Данным решением Обществу доначислены 12 798 643 рубля налога на прибыль и пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 28.05.2010 N 11-07/05541 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 21, 32, 41, 52, 54, 80, 88, 89, 101, 120, 122, 139, 140, 143, 146, 154, 167, 171, 173, 246, 247 - 251, 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", пунктом 3 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, пунктами 6, 7 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392, постановлениями Главы города Костромы от 25.03.2005 N 915 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением на территории города Костромы", от 20.02.2006 N 388 "Об установлении размеров платы за жилое помещение, платы за коммунальные услуги и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг на территории города Костромы", от 08.12.2006 N 3972 "Об установлении размеров платы за жилое помещение, платы за коммунальные услуги и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг на территории города Костромы", от 27.12.2007 N 3198 "Об установлении размеров платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги на территории города Костромы", от 30.06.2006 N 1915 "О возмещении разницы в тарифах теплоснабжающим организациям по отоплению и горячему водоснабжению жилищного фонда за январь, февраль 2006 года", решениями Думы города Костромы от 26.04.2007 N 49 "Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Костромы на 2006 год", от 26.06.2008 N 100 "Об исполнении бюджета города Костромы за 2007 год", от 28.05.2009 N 36 "Об исполнении бюджета города Костромы за 2008 год", учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 18.01.2001 N 6-О, от 12.07.2006 N 266-О, и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 42 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Костромской области частично удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что денежные средства, полученные поставщиками услуг от Комитета социальной защиты населения, не подлежали учету в составе доходов Учреждения, поскольку являются целевыми бюджетными поступлениями, расходование которых произведено в соответствии с целевым назначением. Кроме того, налоговый орган не представил доказательств нахождения указанных денежных средств в пользовании и распоряжении Учреждения, то есть нет оснований считать спорные денежные средства выручкой от реализации.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
На основании пункта 1 статьи 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 249 Кодекса в целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (пункт 2 статьи 321.1 Кодекса, действующий в спорный период).
Согласно пункту 14 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации. Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.
Признавая недействительным решение Инспекции в части доначисления Учреждению налога на прибыль и соответствующих сумм пеней и штрафа, корреспондирующих пунктам 2.4.1 и 2.4.2, суды исходили из того, что денежные средства, полученные поставщиками услуг от Комитета социальной защиты населения, не подлежали учету в составе доходов, поскольку являются целевыми бюджетными поступлениями, расходование которых произведено в соответствии с целевым назначением.
Между тем, в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса (в редакции закона, действовавшего в спорный период) установлено, что к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:
в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям;
в виде полученных грантов;
в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";
в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Как установлено судами, и это подтверждено материалами дела, спорные денежные средства были перечислены публично-правовым образованием в целях возмещения Учреждению неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот.
Приняв во внимание, что в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса содержится закрытый перечень случаев, к которым названная норма применима, и среди них нет случая, относимого к спорным правоотношениям, применение судами при разрешении настоящего спора положений статей 250 и 251 Кодекса следует признать ошибочным.
Таким образом, денежные средства, перечисленные Комитетом социальной защиты населения, не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования в смысле статьи 251 Кодекса.
Бюджетные денежные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды), полученного Учреждением от реализации услуг, а потому подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Вывод судов о том, что спорные денежные средства не являются выручкой Учреждения, поскольку последнее не пользовалось и не распоряжалось денежными средствами (денежные средства были перечислены Комитетом социальной защиты населения напрямую ОАО "ТГК N 2" и другим поставщикам), противоречит статьям 313 и 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям налогового законодательства, в частности, статье 271 Кодекса, согласно пункту 1 которой в целях главы 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
На основании изложенного вывод судов о том, что денежные средства, перечисленные Комитетом социальной защиты населения на расчетные счета ОАО "ТГК N 2", МУП "ИРКЦ по ОКП" и иных поставщиков жилищно-коммунальных услуг, не подлежали включению в налоговую базу по налогу на прибыль, является ошибочным, в связи с этим решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Инспекции от 31.03.2010 N 18/14 в части признания недействительным решения Инспекции о доначислении Учреждению налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа, корреспондирующих пунктам 2.4.1, 2.4.2 мотивировочной части решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 10.10.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А31-5694/2010 в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 31.03.2010 N 18/14 о доначислении муниципальному казенному учреждению города Костромы "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа, корреспондирующих пунктам 2.4.1, 2.4.2 мотивировочной части решения, отменить.
Муниципальному казенному учреждению города Костромы "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 31.03.2010 N 18/14 в части доначисления налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа, корреспондирующих пунктам 2.4.1, 2.4.2 мотивировочной части решения, отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Костромской области от 10.10.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А31-5694/2010 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению налогового органа, налогоплательщик обязан был учесть денежные средства, перечисленные Комитетом социальной защиты населения поставщикам налогоплательщика, в составе внереализационных доходов, так как данные денежные средства были зачтены поставщиками в счет погашения задолженности налогоплательщика.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Как указал суд кассационной инстанции, вывод о том, что спорные денежные средства не являются выручкой налогоплательщика, поскольку последний не пользовался и не распоряжался денежными средствами (денежные средства были перечислены Комитетом социальной защиты населения напрямую поставщикам), противоречит ст. 313 и 1005 ГК РФ, а также п. 1 ст. 271 НК РФ, согласно которому доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
При указанных обстоятельствах кассационная жалоба налогового органа удовлетворена, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, по делу принято новое решение, которым налогоплательщику отказано в удовлетворении требований.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2015 г. N Ф01-1408/15 по делу N А31-5694/2010