Нижний Новгород |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А82-15288/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Шороховой И.С. (доверенность от 29.09.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старый город" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2015, принятое судьей Красновой Т.Б., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015, принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., по делу N А82-15288/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старый город" (ИНН: 7608019784, ОГРН: 1127608001070)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк"Плещеево озеро" (ИНН: 7608002798, ОГРН: 1027601054458)
о признании недействительным предписания,
третье лицо - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Старый город" (далее - Общество, ООО "Старый город") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Плещеево озеро" (далее - Учреждение, ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро") от 26.09.2014 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности (далее - Минприроды России).
Решением суда первой инстанции от 05.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.04.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 55 Конституции Российской Федерации, часть 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), заявитель считает, что у него не было необходимости согласования проектной документации и социально-экономической деятельности на земельных участках с кадастровыми номерами 76:18:010212:127 и 76:18:010212:125 с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере окружающей среды Минприроды России, в связи с чем у Учреждения отсутствовали правовые основания для выдачи Обществу предписания от 26.09.2014.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Минприроды России в отзыве на кассационную жалобу относительно доводов заявителя возразило.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 01.09.2014 по 26.09.2014 на основании распоряжения от 26.08.2014 N 016.14 ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро" проведена проверка в отношении ООО "Старый город" по вопросу соблюдения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах.
В ходе проверки установлено, что Общество ведет строительство офисных зданий на земельных участках с кадастровым номером 76:18:010212:127, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные и офисные здания и помещения общей площадью 2841 квадратный метр по адресу город Переславль-Залесский, Ярославская область, улица Советская, дом 33, и с кадастровым номером 76:18:010212:125, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные и офисные здания и помещения, общей площадью 1742 квадратных метра по адресу город Переславль-Залесский, Ярославская область, улица Советская дом 37. Оба земельных участка находятся в охранной зоне национального парка "Плещеево озеро". При этом Учреждением выявлено, что у Общества отсутствует согласование социально-экономической деятельности и проектной документации с Минприроды России.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.09.2014 N 016.14.
По результатам проверки Учреждение 26.09.2014 выдало ООО "Старый город" предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которому Обществу в срок до 01.12.2014 необходимо согласовать социально-экономическую деятельность и проектную документацию с Минприроды России на земельных участках с кадастровыми номерами: 76:18:010212:127 и 76:18:010212:125, расположенных по адресу: Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Советская, дома 33, 37, входящих в охранную зону национального парка "Плещеево озеро".
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 2 и 15 Закона N 33-ФЗ, статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.98 N 777 "О национальном парке "Плещеево озеро" создан Национальный парк "Плещеево озеро".
Частью 10 статьи 2 Закона N 33-ФЗ установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Постановлением губернатора Ярославской области от 14.08.2002 N 551 в соответствии с Законом от N 33-ФЗ, Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.93 N 769, установлена охранная зона национального парка "Плещеево озеро" и утверждено Положение об охранной зоне национального парка.
Из Положения об охранной зоне национального парка "Плещеево озеро" следует, что в состав охранной зоны национального парка включены земельные участки собственников, владельцев и пользователей Переславского муниципального округа и города Переславля-Залесского общей площадью 58,4 тысячи гектаров.
На основании части 1 статьи 15 Закона 33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в том числе:
а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту "д" части 2 статьи 15 Закона N 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Частью 4 статьи 15 Закона 33-ФЗ предусмотрено, что с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации являются объектами государственной экологической экспертизы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698 утверждено "Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы" (далее - Положение N 698).
Из указанного Положения следует, что государственная экологическая экспертиза осуществляется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения N 698 установлено, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников этого Министерства и его территориальных органов.
Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минприроды России от 15.07.2011 N 633 (далее - Положение N 633), является структурным подразделением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Департамент при выполнении возложенных на него задач и функций осуществляет работы в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе, рассмотрение и согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях национальных парков и их охранных зон (пункты 2.5, 3.2, 4.10 Положения N 633).
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что хозяйствующие субъекты обязаны согласовывать с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды вопросы социально-экономической деятельности, а также получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Суды установили, что в нарушение изложенных требований законодательства ООО "Старый город" осуществляло работы по строительству офисных зданий на земельных участках с кадастровыми номерами 76:18:010212:127 и 76:18:010212:125, расположенных по адресу: Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Советская, дома 33 и 37, входящих в охранную зону национального парка "Плещеево озеро", при отсутствии согласования социально-экономической деятельности и проектной документации с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно отказали ООО "Старый город" в удовлетворении заявленного требования о признании данного предписания незаконным.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу N А82-15288/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старый город" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Старый город".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации являются объектами государственной экологической экспертизы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698 утверждено "Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы" (далее - Положение N 698).
Из указанного Положения следует, что государственная экологическая экспертиза осуществляется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 августа 2015 г. N Ф01-2936/15 по делу N А82-15288/2014