Нижний Новгород |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А79-3013/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.02.2015, принятое судьей Павловой О.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г., по делу N А79-3013/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алкор-Строй" (ИНН: 2130027399, ОГРН: 1072130015220)
о признании недействительным постановления администрации города Чебоксары от 29.03.2013 N 850 и незаконными действий администрации города Чебоксары,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алкор-Строй" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Чебоксары (далее - Администрация) от 29.03.2013 N 850 и незаконными действий об отказе в выдаче разрешения на строительство (письмо от 01.04.2013 N 2975, 3300, 2284), и об обязании Администрации выдать разрешение на строительство 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания по адресу: город Чебоксары, улица Ленинского Комсомола, в районе жилого дома N 36 (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 11, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), сделали ошибочный вывод о нарушении прав и законных интересов Общества. Признание оспариваемого постановления недействительным в данном случае не влечет безусловную обязанность Администрации выдать Обществу разрешение на строительство.
Подробно позиция Администрации изложена в кассационной жалобе.
Администрация заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация издала распоряжение от 24.08.2010 N 2661-р "Об утверждении акта выбора, градостроительного плана и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по размещению 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица Ленинского Комсомола, в районе жилого дома N 36" (далее - Распоряжение N 2661-р).
Согласно указанному распоряжению были утверждены: акт выбора земельного участка под размещение здания бытового обслуживания (подпункт 1.1); градостроительный план земельного участка от 13.05.2010 N RU21304000-162 под размещение объекта (подпункт 1.2); схема расположения земельного участка на кадастровом плане от 13.05.2010 под размещение объекта (подпункт 1.3).
На основании распоряжения от 25.02.2011 N 371-р Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 01.04.2011 N 55/4883-К. По условиям договора арендодатель передает, а арендатор принимает во владение и пользование земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:030401:214, общей площадью 924 квадратных метра для строительства здания бытового обслуживания (пункт 1.1 договора).
Срок аренды земельного участка установлен с 25.02.2011 до 30.04.2012 (пункт 2.1 договора).
В соответствии с распоряжением от 14.03.2012 N 867-р Администрация и Общество 04.04.2012 заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 01.04.2011 N 55/4883-К, согласно которому срок аренды земельного участка установлен до 28.04.2013.
Общество 19.02.2013 получило положительное заключение государственной экспертизы N 21-1-4-0038-13 на объект капитального строительства (здание бытового обслуживания) и 05.03.2014 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Администрация в письме от 15.03.2013 N 2284 указала на необходимость дополнительного изучения вопроса выдачи разрешения на строительство.
Общество 21.03.2103 повторно обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Администрация постановлением от 29.03.2013 N 850 внесла изменения в Распоряжение от 24.08.2010 N 2661-р: в наименовании распоряжения слова "градостроительного плана" исключены (подпункт 1.1 постановления); подпункт 1.2 пункта 1 Распоряжения от 24.08.2010 N 2661-р исключен (подпункт 1.2 постановления); градостроительный план земельного участка от 13.05.2010 N RU21304000-162 под размещение 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица Ленинского Комсомола, в районе жилого дома N 36, признан недействительным (пункт 2 постановления).
В пояснительной записке к данному постановлению указано, что в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа земельный участок с кадастровым номером 21:01:030401:214 находится в зоне О-3 (зона общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей) и Ж-1 (зона многоквартирных домов в 6 - 16 этажей). В силу части 4 статьи 30 Кодекса формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Письмом от 01.04.2013 N 2975, 3300, 2284 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство здания бытового обслуживания в связи с тем, что Постановлением от 29.03.2013 N 850 градостроительный план земельного участка от 13.05.2010 N RU21304000-162 признан недействительным.
Общество не согласилось с Постановлением от 01.04.2013 N 850, отказом Администрации по отказу в выдаче разрешения на строительство и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 69, главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 51 Кодекса, статьями 7, 48 Федерального закона N 131-ФЗ, суд первой инстанции признал, что оспариваемые постановление и отказ Администрации не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий возлагается на орган, который принял решение, совершил действия (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 8 Кодекса выдача разрешений на строительство объектов, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 51 Кодекса строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи 51 Кодекса).
В соответствии с частью 7 статьи 51 Кодекса в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений орган местного самоуправления.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство к заявлению прилагаются указанные в части 7 статьи 51 Кодекса документы.
Уполномоченный орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Кодекса).
В части 13 статьи 51 Кодекса перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. В частности, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Кодекса).
Из материалов дела видно и суды установили, что при обращении в Администрацию Общество представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Кодекса.
Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство. В обоснование отказа Администрация сослалась на Постановление от 29.03.2013 N 850, в соответствии с которым внесены изменения в Распоряжение от 24.08.2010 N 2661-р в части утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:01:030401:214, который находится в зонах О-3 и Ж-1. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство Администрация не усмотрела.
Между тем вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.01.2014 по делу N А79-4179/2013 установлено, что Администрация не доказала факт нахождения указанного земельного участка в границах двух территориальных зон: Ж-1 (зона многоквартирных домов в 6-16 этажей) и О-3 (зона общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей). Земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-1.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эти обстоятельства имеют для настоящего спора преюдициальное значение.
Вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не доказала законность принятия оспариваемого постановления, наличие оснований для отказа Обществу в выдаче разрешения на строительство.
Следовательно, отказ Администрации в выдаче Обществу разрешения на строительство спорного объекта не соответствует требованиям Кодекса.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования, признав постановление недействительным, отказ незаконным.
Возложение судом первой инстанции на Администрацию обязанность выдать Обществу разрешение на строительство в данном случае является способом устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя (пункт 3 части 4 статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При установленных судами обстоятельствах доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.07.2015 о приостановлении исполнения судебных актов считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А79-3013/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.07.2015 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.02.2015 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по настоящему делу считать утратившим силу.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 13 статьи 51 Кодекса перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. В частности, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Кодекса).
Из материалов дела видно и суды установили, что при обращении в Администрацию Общество представило все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Кодекса.
...
Вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не доказала законность принятия оспариваемого постановления, наличие оснований для отказа Обществу в выдаче разрешения на строительство.
Следовательно, отказ Администрации в выдаче Обществу разрешения на строительство спорного объекта не соответствует требованиям Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 августа 2015 г. N Ф01-2975/15 по делу N А79-3013/2013
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2015 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-3013/13
12.08.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2975/15
02.06.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2520/15
26.02.2015 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-3013/13