Нижний Новгород |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А11-7406/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2015.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Чернышова Д.В.
при участии заявителя - индивидуального предпринимателя Болонкина Олега Борисовича (свидетельство от 14.01.2005 серии 33 N 000506552)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Болонкина Олега Борисовича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2015, принятое судьей Фединской Е.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015, принятое судьями Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., Мальковой Д.Г., по делу N А11-7406/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Болонкина Олега Борисовича о признании недействительным в части градостроительного плана земельного участка N RU 33301-002954, выданного Управлением архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира,
заинтересованное лицо - Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Владимира,
и установил:
индивидуальный предприниматель Болонкин Олег Борисович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным выданного Управлением архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира (далее - Управление) градостроительного плана N RU 33301-002954 земельного участка с кадастровым номером 33:22:032003:2, расположенного по адресу: город Владимир, улица 1-я Никольская, дом 8, в части обозначения на чертеже градостроительного плана минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений и необходимости предусмотреть элементы архитектурной подсветки. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление устранить допущенное нарушение прав путем внесения изменений в градостроительный план земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Владимира (далее - Администрация).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 19.02.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015, отказал в удовлетворении заявленного требования. Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 36, 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлением губернатора Владимирской области от 31.12.2010 N 1407 "Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 N 207, суд пришел к выводу о том, что градостроительный план N RU 33301-002954 земельного участка с кадастровым номером 33:22:032003:2, расположенного по адресу: город Владимир, улица 1-я Никольская, дом 8, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие нарушения норм материального и процессуального права.
Заявитель считает, что суд применил не подлежавшие применению части 4, 7 статьи 36 и пункт 5 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применил подлежавший применению пункт 4 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пришел к ошибочному утверждению о нераспространении на земельный участок истца градостроительного регламента.
По мнению заявителя, в градостроительных регламентах для зоны Р-2 отсутствуют нормы на минимальные отступы от границ земельного участка; указание на чертеже градостроительного плана земельного участка единственного места допустимого расположения зданий, строении, сооружений, составляющего 44,9 процента площади участка, ограничивает право собственника участка для самостоятельного выбора возможного и правильного места размещения объекта.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Управление и Администрация не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав заявителя, окружной суд не нашел оснований для отмены обжованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Болонкин О.Б. является собственником нежилого помещения площадью 324,5 квадратного метра, пристройки площадью 35,1 квадратного метра, навеса площадью 91 квадратный метр, расположенных по адресу: город Владимир, улица 1-я Никольская, дом 8, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.12.2004 серии 33 АВ N 313899, от 18.05.2006 серии 33 АК N 103983 и от 08.08.2012 серии 33 АЛ N 441716.
Названные объекты недвижимости расположены на земельном участке по адресу: город Владимир, улица 1-я Никольская, дом 8, площадью 691 квадратный метр, кадастровый номер 33:22:32003:2 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.01.2011 серии 33 АЛ N 090758).
Предприниматель 28.10.2013 обратился в Управление за предоставлением государственной услуги "предоставление градостроительного плана земельного участка для разработки проекта реконструкции существующих пристроек" и представил свое предложение по реконструкции пристройки к административному зданию, разработанное индивидуальным предпринимателем Петровым В.С. Управление 10.01.2014 отказало Предпринимателю в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Предприниматель 01.04.2014 вновь обратился в Управление с просьбой выдать градостроительный план земельного участка, указав, что существующий навес над площадкой для курения не является капитальным сооружением и не включается в пятно застройки капитальной пристройки.
По результатам рассмотрения обращений Предпринимателя Администрация постановлением от 10.06.2014 N 2178 утвердила градостроительный план N RU 33301-002954 земельного участка с кадастровым номером 33:22:032003:2, расположенного по адресу: город Владимир, улица 1-я Никольская, дом 8, и выдала его Предпринимателю.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что градостроительный план упомянутого земельного участка в части не соответствует градостроительному законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В разделе 2 градостроительного плана земельного участка "Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" указано, что градостроительный регламент земельного участка не распространяется в соответствии с пунктом 1 части 4, частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ достопримечательными местами являются творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки.
Данной нормой установлено, что достопримечательным местом являются творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ и Законом Владимирской области от 08.10.1998 N 44-ОЗ "Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения" земельный участок, расположенный по адресу: город Владимир, улица 1-я Никольская, дом 8, относится к объектам культурного наследия, на которые в силу пункта 1 части 4, части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не распространяется действие градостроительных регламентов.
Решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 18 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, которые устанавливают предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к территориальным зонам и подзонам, выделенным на карте градостроительного зонирования города Владимира.
В пункте 2.2.5 градостроительного плана земельного участка "Иные показатели" установлено, что в соответствии с постановлением губернатора Владимирской области от 31.12.2010 N 1407 "Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" земельный участок расположен в границах охранной зоны Р-2.
Режим использования земель и градостроительный регламент в границах данной зоны (для участков и кварталов, непосредственно связанных структурно, пространственно, композиционно с территорией объектов культурного наследия, основная площадь кварталов исторического центра города Владимира) обязывает в том числе к сохранению характерной для города Владимира периметральной застройки и свободному внутриквартальному пространству с допустимым процентом застройки в границах земельного участка до 50 процентов.
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка, которая содержит строки для заполнения реквизитов обращения и фамилии, имени, отчества заявителя - физического лица либо реквизитов обращения и наименование заявителя - юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка, описания местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства); предусматривает указание на чертеже градостроительного плана схемы расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план) и сведений о месте допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется, а также на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется; в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется, предписывает внесение сведений о назначении объекта капитального строительства с указанием его номера согласно чертежу.
В данном случае в чертеже градостроительного плана земельного участка Управление указало место допустимого размещения зданий, строений, сооружений и минимальные отступы от границы земельного участка в соответствии с приведенными нормами и с учетом допустимого процента застройки в границах земельного участка до 50 процентов.
В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей основные понятия, используемые в названном Кодексе, объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В подпункте 2 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что выдачи разрешения не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
Как правильно указали суды, навес не является объектом капитального строительства и, соответственно, не может быть указан в графической части пункта 1 формы градостроительного плана земельного участка (чертеже).
Оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства дела в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что градостроительный план земельного участка по улице 1-я Никольская, дом 8, в городе Владимире в оспариваемой части, выполнен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В постановлении от 30.07.2013 N 58 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определил нормативно-правовую природу документов территориального планирования и градостроительного зонирования и ненормативный характер документации по планировке территории, правовых актов об установлении границ зон с особыми условиями использования территории. По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях; градостроительный план земельного участка не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок;. градостроительный план земельного участка должен выдаваться по заявлению заинтересованного лица. С учетом этого юридическое значение градостроительного плана земельного участка сходно со значением выписки из Единого государственного реестра прав, воспроизводящей содержащиеся в нем сведения по состоянию на дату выдачи выписки.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N А11-7406/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Болонкина Олега Борисовича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении от 30.07.2013 N 58 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определил нормативно-правовую природу документов территориального планирования и градостроительного зонирования и ненормативный характер документации по планировке территории, правовых актов об установлении границ зон с особыми условиями использования территории. По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях; градостроительный план земельного участка не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок;. градостроительный план земельного участка должен выдаваться по заявлению заинтересованного лица. С учетом этого юридическое значение градостроительного плана земельного участка сходно со значением выписки из Единого государственного реестра прав, воспроизводящей содержащиеся в нем сведения по состоянию на дату выдачи выписки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2015 г. N Ф01-3165/15 по делу N А11-7406/2014