Нижний Новгород |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А31-11632/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от Департамента финансов Костромской области: Пономаревой М.В. (доверенность от 28.05.2014 N 10-12/10)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2015, принятое судьей Мофой В.Д., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015, принятое судьями Поляковой С.Г., Малых Е.Г., Савельевым А.Б., по делу N А31-11632/2014
по иску открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Кострома" (ИНН: 4400000193, ОГРН: 1024400528041)
к областному государственному казенному учреждению "Облстройзаказчик" (ИНН: 4401012265, ОГРН: 1024400519010), Департаменту строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области (ИНН: 4401016044, ОГРН: 1024400529108), Департаменту финансов Костромской области (ИНН: 4401006423, ОГРН: 1024400516084)
о взыскании 4 387 535 рублей 22 копеек
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Кострома" (далее - истец, ОАО "Газпром газораспределение Кострома") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к областному государственному казенному учреждению "Облстройзаказчик" (далее - ОГКУ "Облстройзаказчик"), Департаменту строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области (далее - Департамент строительства), Департаменту финансов Костромской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 4 387 535 рублей 22 копеек задолженности по государственному контракту от 01.10.2013 N 1-10/13.
Решением суда первой инстанции от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2015, иск удовлетворен: с Костромской области в лице Департамента строительства за счет казны в пользу ОАО "Газпром газораспределение Кострома" взыскан долг в сумме 4 387 535 рублей 22 копеек и 44 937 рублей 68 копеек в счет возмещения расходов по уплате госпошлины. В случае неисполнения решения суда с Костромской области в лице Департамента строительства за счет казны в пользу истца взысканы проценты на сумму 4 432 472 рубля 90 копеек со дня вступления решения в законную силу по день фактического исполнения решения суда по учетной ставке Банка России 8,25 процента годовых.
Департамент финансов не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2015 производство по кассационной жалобе Департамента финансов Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А31-11632/2014 было приостановлено до опубликования в информационной базе полного текста определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по делу N 306-ЭС14-8287.
Определением суда кассационной инстанции от 31.07.2015 производство по кассационной жалобе Департамента финансов возобновлено.
Ссылаясь на статьи 46, 71, 72, 76, 124 Конституции Российской Федерации, статьи 239, 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2 и 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", заявитель кассационной жалобы считает, что взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 4 432 472 рубля 90 копеек с момента вступления решения суда первой инстанции в законную силу до дня его фактического исполнения, является незаконным. По его мнению, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств, а не способом обеспечения исполнения судебного акта, потому в силу своей правовой природы данная мера не может служить инструментом к принуждению исполнения судебного акта в условиях, когда для его исполнения предусмотрен специальный правовой режим.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Законность принятых судебных актов в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.10.2013 истец (исполнитель) и ОГКУ "Облстройзаказчик" (заказчик) заключили государственный контракт N 1-10/13, согласно которому подрядчик обязался выполнить работы по разработке проектной документации по объекту "Межпоселковый газопровод п. Сусанино - с. Северное Сусанинского района Костромской области" (пункт 1.1 контракта).
Задание на проектирование изложено в приложении N 1 к контракту.
Цена работ определена в сумме 4 399 898 рублей (пункт 2.1 контракта).
Начало работ установлено датой заключения контракта, срок окончания работ - в течение 50 календарных дней со дня заключения контракта (пункт 3.1 контракта).
Сторонами согласована смета на указанную сумму.
19.12.2013 и 24.03.2014 истцом и ОГКУ "Облстройзаказчик" без разногласий подписаны акты приемки выполненных работ.
Выполненные и принятые по контракту работы не оплачены заказчиком, задолженность составляет 4 387 535 рублей 22 копейки.
Неоплата ответчиком выполненных работ послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", суды взыскали с Костромской области в лице Департамента строительства за счет казны в пользу ОАО "Газпром газораспределение Кострома" долг в сумме 4 387 535 рублей 22 копеек и 44 937 рублей 68 копеек в счет возмещения расходов по уплате госпошлины. В случае неисполнения решения суда с Костромской области в лице Департамента строительства за счет казны в пользу истца взысканы проценты, начисленные на сумму 4 432 472 рубля 90 копеек со дня вступления решения в законную силу по день фактического исполнения решения суда по учетной ставке Банка России 8,25 процента годовых.
Рассмотрев кассационную жалобу в обжалуемой части, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
Факты выполнения ОАО "Газпром газораспределение Кострома" работ по контракту, передачи их результата государственному заказчику и их неоплата последним судами установлен и заявителем кассационной жалобы не оспариваются.
Департамент финансов полагает незаконным взыскание с Костромской области в лице Департамента строительства за счет казны процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с момента вступления решения суда первой инстанции в законную силу.
При принятии судебных актов суды не учли, что взыскание в рассматриваемом случае производится за счет средств федерального бюджета.
Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации императивно регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (глава 24.1), который не предусматривает добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 данного кодекса.
Взыскатель, получив исполнительный лист из суда и желая осуществить исполнение вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен предъявить его в соответствующий финансовый орган, осуществляющий исполнение, в порядке и сроки, регламентированные Кодексом.
Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации или финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 данного кодекса.
Таким образом, законодателем установлен срок для исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств за счет средств соответствующих бюджетов, что исключает начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта.
В случае, если по истечении срока, необходимого для осуществления исполнения такого судебного акта по правилам пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данный судебный акт не исполнен, могут быть начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Кодекса.
Следовательно, суд, присуждая проценты за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств за счет средств бюджета, должен был учесть положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и не производить начисление процентов с момента вступления судебного акта в законную силу.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым изложить резолютивную часть решения суда первой инстанции в новой редакции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления суд округа не рассматривал, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А31-11632/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента финансов Костромской области - без удовлетворения.
Изложить третий абзац резолютивной части решения Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2015 в следующей редакции: "Взыскать с Костромской области в лице Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области за счет казны в пользу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Кострома" в случае неисполнения судебного акта по истечении трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 4 432 472 рубля 90 копеек по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения решения суда или его части, до полной уплаты взыскиваемой суммы".
Арбитражному суду Костромской области обеспечить поворот исполнения решения в данной части.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации или финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 данного кодекса.
...
В случае, если по истечении срока, необходимого для осуществления исполнения такого судебного акта по правилам пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данный судебный акт не исполнен, могут быть начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Кодекса.
Следовательно, суд, присуждая проценты за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств за счет средств бюджета, должен был учесть положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и не производить начисление процентов с момента вступления судебного акта в законную силу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2015 г. N Ф01-2559/15 по делу N А31-11632/2014