Нижний Новгород |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А38-6283/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Волжское лесничество" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015, принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Урлековым В.Н., по делу N А38-6283/2014
по заявлению Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Волжское лесничество" (ИНН: 1204001212, ОГРН: 1021200579817)
о признании недействительным решения от 05.11.2014 N 902 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (ИНН: 1200001194, ОГРН: 1021200759777)
и установил:
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Волжское лесничество" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Фонд, Региональное отделение) от 05.11.2014 N 902 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 6738 рублей 57 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Килемарская ЦРБ" (далее - Больница, ГБУ РМЭ "Килемарская ЦРБ").
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.04.2015 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования отказано.
Учреждение не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно истолковал нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, нарушения, перечисленные в акте проверки, допущены лечебным учреждением, и даже при условии признания их таковыми, не опровергают факт наступления страхового случая; Фонд не доказал, что листок нетрудоспособности выдан необоснованно. Кроме того, Фонд наделен правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Региональное отделение в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Учреждение и Больница, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Учреждения по вопросам правильности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составил акт от 15.10.2014 N 902.
В ходе проверки установлено, что руководителю Учреждения Андрееву А.Н. выплачено пособие по временной нетрудоспособности на основании листка нетрудоспособности, выданного с нарушением пунктов 1, 4, 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, а именно без осмотра больного, который в момент выписки и продления листка нетрудоспособности находился за пределами Российской Федерации.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель управляющего Регионального отделения принял решение от 15.11.2014 N 902 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в размере 6738 рублей 57 копеек.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 6, 8, 9, 11, 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 1.2, 3, 4.6, 5, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в размере 6738 рублей 57 копеек.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд согласился с позицией Фонда о том, что расходы на выплату страхового обеспечения в спорной сумме произведены с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 10 Закона N 165-ФЗ застрахованные лица обязаны своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет, в частности, листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу пунктов 4 и 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности), выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
В пункте 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение), предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные страховщиком с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, страхователем - Фондом - к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (абзац 3 пункта 18 Положения).
Право страховщика не принимать к зачету расходы, произведенные работодателем по листкам нетрудоспособности, неправильно оформленным или выданным с нарушением установленного порядка, предусмотрено также в пункте 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что 01.04.2013 Визимьярской участковой больницей ГБУ РМЭ "Килемарская ЦРБ" руководителю Учреждения Андрееву А.Н. выдан листок нетрудоспособности N 087107395851 с периодами освобождения от работы с 01 по 08.04.2013 и с 09 по 12.04.2013.
Между тем, согласно письму Волжского МПСУ СК России от 06.10.2014 N 401911-14, в ходе предварительного расследования установлено, что Андреев А.Н. в период с 30.03 по 11.04.2013 выезжал по личным целям по туристической путевке за пределы Российской Федерации.
Таким образом, в день выдачи листка нетрудоспособности (01.04.2013) и в день очередного медицинского освидетельствования (08.04.2013) Андреев А.Н. не мог присутствовать на медицинском осмотре у терапевта Визимьярской участковой больницы ГБУ РМЭ "Килемарская ЦРБ", выдавшего указанный листок нетрудоспособности.
Следовательно, листок нетрудоспособности N 087107395851 выдан врачом без медицинского освидетельствования состояния здоровья Андреева А.Н. и без обоснования необходимости временного освобождения его от работы, что является нарушением пунктов 5, 60 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Андреев А.Н., как лицо, ответственное за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, представив листок нетрудоспособности для оплаты, не мог не знать, что он содержит недостоверные и противоречивые данные, оформлен и выдан с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Довод Учреждения о посещении Андреевым А.Н. лечебного учреждения 29.04.2013 опровергается данными медицинской карты и журналом выдачи листков нетрудоспособности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд правомерно указал, что положения пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, предоставляющие органам Фонда социального страхования Российской Федерации право предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, в данном случае неприменимы, поскольку в настоящем деле пособие на основании неправомерно выданного листка нетрудоспособности выплачено именно в результате виновных действий Учреждения, руководитель которого (Андреев А.Н.) предъявил к оплате листок нетрудоспособности, выданный ему без его личного осмотра.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А38-6283/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Волжское лесничество" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей отнести на Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Волжское лесничество".
Возвратить Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл "Волжское лесничество" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 04.08.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение), предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
...
Право страховщика не принимать к зачету расходы, произведенные работодателем по листкам нетрудоспособности, неправильно оформленным или выданным с нарушением установленного порядка, предусмотрено также в пункте 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ.
...
Апелляционный суд правомерно указал, что положения пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, предоставляющие органам Фонда социального страхования Российской Федерации право предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, в данном случае неприменимы, поскольку в настоящем деле пособие на основании неправомерно выданного листка нетрудоспособности выплачено именно в результате виновных действий Учреждения, руководитель которого (Андреев А.Н.) предъявил к оплате листок нетрудоспособности, выданный ему без его личного осмотра."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2015 г. N Ф01-3911/15 по делу N А38-6283/2014