Нижний Новгород |
|
02 октября 2015 г. |
Дело N А29-11089/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Александровой О.В.,
при участии представителя
от заявителя: Твердова А.Н. (доверенность от 24.12.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2015, принятое судьей Тарасовым Д.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015, принятое судьями Буториной Г.Г., Кононовым П.И., Хоровой Т.В., по делу N А29-11089/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс Строй Инжиниринг" (ИНН: 7810999721, ОГРН: 1147847248450)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: 1101481197, ОГРН: 1021100514951)
о признании недействительными решения в части и предписания,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Континент" (ИНН: 1102069821, ОГРН 1121102000062), администрация муниципального района "Троицко-Печорский",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транс Строй Инжиниринг" (далее - Общество) братилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление) о признании недействительными решения Управления от 16.12.2014 N 04-02/11916 в части выдачи предписания об устранении нарушений посредством аннулирования осуществления закупки N 0107300009614000071, отмены протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным к форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 01.12.2014 N ПВК1, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.12.2014 N ПР01 и предписания от 16.12.2014 N 04-02/11916.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Континент" (далее - ООО ГК "Континент"), администрация муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - Администрация).
Решением суда от 08.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Факт осуществления заказчиком аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не в полном объеме подтвержден, что является существенным нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок и могло повлиять на результаты конкурса и нарушить права и законные интересы ООО ГК "Континент". Следовательно, у Управления имелись основания для принятия оспариваемого решения и выдачи предписания. При этом действующее законодательство не обязывает Управление обосновывать в решении, является ли существенным допущенное нарушение и могло ли оно повлиять на результат закупки.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ООО "Транс Строй Инжиниринг" и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы. Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация (заказчик) 07.11.2014 утвердила конкурсную документацию по определению подрядчика для выполнения работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 80 мест с пришкольным интернатом на 20 мест и дошкольной группой на 20 мест в пст. Приуральский Троицко-Печорского района".
На официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 10.11.2014 размещено извещение о проведении открытого конкурса для закупки N 0107300009614000071 (далее - конкурс). Из указанного извещения следует, что объектом закупки являлось выполнение работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 80 мест с пришкольным интернатом на 20 мест и дошкольной группой на 20 мест в пст. Приуральский Троицко-Печорского района"; дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 01.12.2014 в 10 часов 00 минут.
Конкурсная комиссия 01.12.2014 осуществила вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. По результатам вскрытия конвертов составлен протокол от 01.12.2014 N ПВК1.
Конкурсная комиссия 04.12.2014 приняла решение о признании победителем конкурса Общества, получившего первый номер; второй номер присвоен ООО ГК "Континент". Указанное решение формализовано в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 04.12.2014 N ПРО1.
В Управление поступили жалобы ООО ГК "Континент" на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса.
По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверки Управление приняло решение от 16.12.2014, согласно которому действия заказчика в части нарушения срока размещения на официальном сайте протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе от 01.12.2014 N ПВК1 признаны противоречащими части 7 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 3); действия заказчика в части осуществления аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не в полном объеме, в том числе в части отсутствия в аудиозаписи всей информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, представленных в составе заявки Общества, а также условий исполнения контракта, указанных в заявках Общества, ООО ГК "Континент", и являющихся критерием оценки заявок (квалификация участника закупки), признаны противоречащим части 8 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 4).
В целях устранения нарушения частей 7, 8 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ Управлением принято решение выдать заказчику, комиссии предписание об устранении указанных нарушений посредством аннулирования осуществлении закупки способом конкурса, отмены протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе от 01.12.2014 N ПВК1, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 04.12.2014 N ПР01 (пункт 5).
Управление выдало предписание от 16.12.2014, в соответствии с которым возложил на заказчика - Администрацию обязанность устранить нарушение частей 7, 8 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ посредством аннулирования осуществления закупки способом конкурса (закупка N 0107300009614000071) (пункт 1). Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд муниципального образования муниципального района "Троицко-Печорский", созданной постановлением руководителя Администрации от 06.02.2014 N 2/60 (далее - Единая комиссия), в целях устранения заказчиком нарушения частей 7, 8 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ закупок предписано отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе от 01.12.2014 N ПВК1, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.12.2014 N ПР01 (пункт 2).
Общество не согласилось с пунктом 5 указанного решения и предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 52, 99, 109 Федерального закона N 44-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление не доказало законность и обоснованность принятых им ненормативных правовых актов, и удовлетворил заявленные требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя с сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Федеральный закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 10 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В статье 52 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе
Согласно частям 6, 7 и 8 статьи 52 данного закона информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся (часть 6).
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания (часть 7).
Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Участник открытого конкурса, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа (часть 8).
В части 22 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа по осуществлению закупок нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок праве выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются.
Управление, принимая обжалуемое решение, исходило из того, что заказчик нарушил части 7, 8 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ, что выразилось в нарушении срока размещения на официальном сайте протокола от 01.12.2014 N ПВК1, осуществлении аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе не в полном объеме, в том числе в части отсутствия в аудиозаписи наличия всей информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, представленных в составе заявки на участие в открытом конкурсе Общества, а также условий исполнения контракта, указанных в заявках на участие в открытом конкурсе Общества, ООО ГК "Континент", и являющихся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
В целях устранения указанных нарушений решением и предписанием Управления на заказчика и Единую комиссию возложены обязанности аннулировать закупку, осуществленную способом открытого аукциона, отменить протоколы от 01.12.2014 N ВПК1 и от 04.12.2014 N ПРО1.
Оценив материалы дела, суды пришли к выводу об отсутствии у Управления оснований для принятия решения об аннулировании определения подрядчика по проведенному конкурсу.
Суды установили, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе от 01.12.2014 N ПВК1 размещен на официальном сайте с нарушением установленного срока только на один день. Из данного протокола следует, что все участники конкурса присутствовали при проведении вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Указанный протокол содержит все сведения, в том числе и те, которые, как полагает Управление, не были зафиксированы при осуществлении аудиозаписи. Нарушений при проведении оценки заявок на участие в конкурсе антимонопольным органом не установлено.
В то же время решение Управления не содержит выводов о существенности допущенных нарушений и о том, каким образом эти нарушения повлияли или могли повлиять на результаты размещения заказа, в нем не обоснована необходимость применения именно такой меры воздействия, как аннулирование определения поставщиков.
При этом довод Управления о том, что ведение аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе в любом случае является существенным нарушением, влекущим аннулирование определения поставщика, суды обоснованно отклонили.
Как верно указали суды, исходя из положений части 6 статьи 52, часть 5 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ аудиозапись является лишь одним из доказательств, которое исследуются при рассмотрении жалобы на действия участников размещения заказа. Отсутствие такого доказательства может быть восполнено путем исследования иных доказательств, в том числе протокола вскрытия конвертов с заявками. Доказательств того, что протокол от 01.12.2014 N ПВК1 содержит недостоверные сведения, в материалы дела не представлено.
С учетом конкретных обстоятельств, установленных по делу, суды пришли к выводу, что в нарушение статей 65, 200 Кодекса Управление не доказало законность и обоснованность принятого им решения и выданного на основании этого решения предписания.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в жалобе, выводы судов не опровергают и, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.04.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А29-11089/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление, принимая обжалуемое решение, исходило из того, что заказчик нарушил части 7, 8 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ, что выразилось в нарушении срока размещения на официальном сайте протокола от 01.12.2014 N ПВК1, осуществлении аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе не в полном объеме, в том числе в части отсутствия в аудиозаписи наличия всей информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, представленных в составе заявки на участие в открытом конкурсе Общества, а также условий исполнения контракта, указанных в заявках на участие в открытом конкурсе Общества, ООО ГК "Континент", и являющихся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
...
Как верно указали суды, исходя из положений части 6 статьи 52, часть 5 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ аудиозапись является лишь одним из доказательств, которое исследуются при рассмотрении жалобы на действия участников размещения заказа. Отсутствие такого доказательства может быть восполнено путем исследования иных доказательств, в том числе протокола вскрытия конвертов с заявками. Доказательств того, что протокол от 01.12.2014 N ПВК1 содержит недостоверные сведения, в материалы дела не представлено."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 октября 2015 г. N Ф01-3948/15 по делу N А29-11089/2014