Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 июня 2003 г. N КА-А40/4251-03
Федеральный арбитражный суд Московского округа
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дисонс" (далее - ООО "Дисонс") 6.000 руб. штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости по средствам названного фонда за 1 и 2 кварталы 2002 года.
Решением от 20.03.03 в удовлетворении требования органа социального страхования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Решением от 04.10.02 N 288 МРО ФСС России привлекло ООО "Дисонс" к ответственности в виде штрафа в сумме 6.000 руб. на основании ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" за непредставление в установленный срок расчетной ведомости. Ведомость за 1 и 2 кварталы 2002 года представлена 30.07.02.
В связи с неуплатой штрафа орган социального страхования обратился в суд с заявлением об его взыскании в принудительном порядке.
Отказывая МРО ФСС России в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы указал на несоблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) порядка привлечения общества к административной ответственности.
Данный вывод суда является ошибочным.
Ч. 1 ст. 1 КоАП РФ установлено применение законодательства об административных правонарушениях в рамках Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
КоАП РФ в ст. 15.6 определяет только порядок привлечения к административной ответственности руководителя за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
В данном случае субъектом ответственности выступает страхователь - юридическое лицо.
Ответственность страхователя за нарушение сроков представления отчетности в 2002 году регулировалась ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Названным законом предусмотрено применение ответственности к страхователям вне рамок законодательства об административных правонарушениях, по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, данная ответственность является самостоятельной, отличной от административной.
Вместе с тем, штраф не подлежал взысканию по следующим основаниям.
Как указано выше, взыскание штрафа за нарушение установленного срока представления отчетности (сведений) в исполнительный орган ФСС России производится в порядке, предусмотренном ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
В силу ст. 115 названного Кодекса требование о взыскании санкций может быть заявлено не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 37 Постановления от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта (п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101.1). Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Согласно ст.ст. 17, 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 13 Правил исчисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.00 N 184, отчетность по установленной страховщиком форме представляется страхователем в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, о нарушении обществом срока представления отчетности за 1 и 2 кварталы 2002 года органу социального страхования должно было стать известно соответственно 16.04.02 и 16.07.92. Установленный ст. 115 НК РФ срок давности взыскания штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости истекал 16.10.02 и 16.01.03 (соответственно). С заявлением о взыскании штрафа МРО ФС России обратилось 20.02.03.
В связи с истечением срока давности взыскания санкций штраф не мог быть взыскан.
Поскольку вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного МРО ФСС России требования является правильным, суд кассационной не находит оснований для его изменения.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.03 по делу N А40-7248/03-121-81 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2003 г. N КА-А40/4251-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании