Нижний Новгород |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А11-7910/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.02.2015, принятое судьей Беловым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015, принятое судьями Александровой О.Ю., Максимовой М.А., Наумововй Е.Н., по делу N А11-7910/2014
по иску государственного бюджетного учреждения "Управление административными зданиями администрации Владимирской области" (ОГРН: 1033302009256)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (ОГРН: 1133340004401)
о взыскании 275 694 рублей 86 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Управление Федерального казначейства по Владимирской области,
и установил:
государственное бюджетное учреждение "Управление административными зданиями администрации Владимирской области" (далее - Учреждение) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Владимирской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - Теруправление) о взыскании платы за пользование нежилыми помещениями в сумме 275 694 рублей 86 копеек с 01.01.2014 по 31.05.2014.
Требование основано на статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивировано невнесением платы за пользование спорным имуществом.
К участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено Управление Федерального казначейства по Владимирской области.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 25.02.2015, оставленным без изменения Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014, удовлетворил иск.
Руководствуясь статьями 309, 310, 614, 622 ГК РФ, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания спорной задолженности.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель полагает, что суд неправомерно взыскал с него задолженность, поскольку договорные отношения между сторонами в спорный период времени отсутствовали и Теруправлению не выделялись бюджетные ассигнования для осуществления соответствующих выплат.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства стороны и третьи лица не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2015 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АК РФ.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Учреждение (арендодатель) и Теруправление (арендатор) заключили договор от 04.09.2013 N 73 аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование и владение государственное недвижимое имущество, находящееся в собственности Владимирской области, - нежилые помещения в административном здании, расположенном по адресу: 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, д.68, для использования в служебных целях. Общая площадь передаваемого в аренду имущества составила 455 квадратных метров.
В соответствии с пунктом 1.2 договора передача арендуемого имущества оформляется передаточным актом - приложение N 1 к договору.
Состав и расположение переданного в аренду имущества определены в приложениях N 2, 2а, 5, 5а, 5б, 5в, 5г, 6.
Договор действует по 30.09.2013 включительно, вступает в силу с момента подписания его сторонами.
Условия договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 01.01.2013 и до вступления в силу договора (пункты 2.1., 2.2., 2.3. договора).
В соответствии с пунктом 3.2.2. договора арендатор обязался в течение пяти дней после подписания настоящего договора заключить с балансодержателем договор (контракт) на "Услуги", если порядок их оплаты не определен приложением N 4 к настоящему договору.
В пункте 4.2. договора установлено, что арендатор обязуется в полном объеме осуществлять оплату на расчетный счет, указанный в приложении N 3, не позднее тридцатого числа текущего месяца.
Затраты арендатора на возмещение арендодателю расходов на обеспечение тепло-, электро- и водо- ресурсами и услуги арендодателя по содержанию имущества не включаются в установленную пунктом 4.1. договора сумму арендной платы. Указанные платежи производятся в соответствии с приложением N 4 к договору либо по отдельному договору (контракту) с арендодателем в сроки, определенные упомянутым договором (пункт 4.4. договора).
По передаточному акту от 01.01.2013 приложение N 1 к договору аренды Учреждение передало Теруправлению в возмездное пользование нежилые помещения с характеристикой по приложениям N 2, 2а, 5, 5а, 5б, 5в, 5г, 6 к договору, расположенные по адресу: г.Владимир, ул.Большая Московская, д.68.
В соответствии с пунктом 3.2.2 договора аренды от 04.09.2013 N 73 Учреждение (исполнитель) и Теруправление (заказчиком) заключили государственный контракт N 68/117, согласно пункту 1.1 которого исполнитель возмездно обеспечивает заказчика тепло-, электро- и водоресурсами при наличии таковых в сети здания и оказывает услуги по содержанию имущества помещений по площади 375,7 квадратного метра (без учета помещений гаража и подвала), занимаемой заказчиком по адресу: 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 68.
Заказчик возмещает исполнителю затраты по тепло-, электро- и водоресурсам и оплачивает услуги по содержанию имущества (пункт 1.2 контракта).
Согласно пункту 3.1 названного контракта за предоставленные услуги заказчик производит исполнителю оплату в соответствии с приложением N 1 "Расчет затрат на обеспечение тепло-, электро- и водоресурсами и оказание услуг по содержанию имущества за девять месяцев 2013 года в сумме 413 536 рублей 52 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость 18 процентов - 49 739 рублей 46 копеек, в том числе: за обеспечение тепло-, электро- и водоресурсами (сумма ориентировочная) 87 466 рублей 74 копейки; за оказание услуг по содержанию имущества 326 069 рублей 78 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость 18 процентов - 49 739 рублей 46 копеек.
Заказчик производит оплату помесячно, согласно предъявленного к оплате счета за возмещение затрат по теплоэнергии, электроэнергии и водоснабжению (коммунальные услуги), а также производит оплату помесячно, согласно предъявленных к оплате счета и счета-фактуры за оказанные услуги по содержанию имущества, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (пункт 3.3 контракта).
Согласно пункту 3.4 контракта оплата по договору подлежит увеличению исполнителем в одностороннем порядке в случае изменения существующих цен и тарифов за предоставленные услуги со дня их изменения.
Действие настоящего государственного контракта определяется с 01.01.2013 по 30.09.2013 (пункт 6.1 контракта).
По истечении срока действия договора аренды от 04.09.2013 N 73 и соответственно вышеназванного государственного контракта N 68/117, ответчик продолжал пользоваться вышеуказанными нежилыми помещениями, и соответственно коммунальными услугами и услугами по содержанию помещений.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате стоимости коммунальных услуг и услуг по содержанию помещений в период с 01.01.2014 по 31.05.2014 явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование пункт 1 статьи 606 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он получил его, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки (статья 622 ГК РФ).
Суд установил факты передачи имущества ответчику и невнесения им платы за пользование нежилыми помещениями с 01.01.2014 по 31.05.2014.
В нарушение статьи 65 АПК Теруправление не представило доказательств возврата Учреждению недвижимого имущества и внесения платы за пользование им в спорный период.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд пришел к правильном выводу о том, что ответчик не вносил плату за пользование спорным имуществом с 01.01.2014 по 31.05.2014, и обоснованно удовлетворил заявленный иск.
Довод заявителя о невозможности взыскания с него спорной задолженности ввиду отсутствия соответствующих бюджетных ассигнований, суд округа отклонил в связи со следующими обстоятельствами.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной (абзац 5 пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Недофинансирование учреждения со стороны собственника не может освобождать должника от необходимости своевременно и полно исполнять принятые обязательства.
В связи с указанным приведенный довод заявителя является несостоятельным.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании с Теруправления государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы суд округа не рассматривал, поскольку заявитель в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А11-7910/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной (абзац 5 пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Недофинансирование учреждения со стороны собственника не может освобождать должника от необходимости своевременно и полно исполнять принятые обязательства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 октября 2015 г. N Ф01-4043/15 по делу N А11-7910/2014