Нижний Новгород |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А82-5148/2015 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Специализированная психиатрическая больница Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ярославской области" на решение Арбитражного суда от Ярославской области от 01.07.2015, принятое судьей Глызиной А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015, принятое судьями Буториной Г.Г., Великоредчаниным О.Б., Ившиной Г.Г., по делу N А82-5148/2015
по заявлению Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Специализированная психиатрическая больница Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ярославской области"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области
о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении
и установил:
Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение "Специализированная психиатрическая больница Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ярославской области" (далее - ФКЛПУ "СПБ УФСИН по Ярославской области", Учреждение) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области (далее - Управление, административный орган) от 30.12.2014 N 382/Р/12/14, согласно которому Учреждение привлечено к административной ответственности по части 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда от 01.07.2015 оспоренное постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 решение оставлено без изменения.
По мнению заявителя, его вина в совершении вмененного административного правонарушения не доказана; дезбарьер на территории Учреждения установлен, а доводы Управления о его несоответствии санитарно-ветеринарным нормам несостоятельны; Управление не учло материальное положение Учреждения и не выяснило причины и условия совершения правонарушения. В дополнении к кассационной жалобе Учреждение указывает, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено Управлением с нарушением срока, установленного в статье 4.5 КоАП РФ. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Административный орган не направили представителя в суд.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.12.2014 на основании распоряжения от 02.12.2014 N 1386 Управление провело внеплановую выездную проверку в отношении ФКЛПУ "СПБ УФСИН по Ярославской области" на предмет исполнения предписания от 23.09.2014, согласно которому на Учреждение возложена обязанность в срок до 01.12.2014 в соответствии с пунктом 2.2 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 (далее - Ветеринарно-санитарные правила), оборудовать на главном въезде на территорию свинофермы въездной дезбарьер, соответствующий ветеринарно-санитарным правилам.
При проведении проверки административный орган установил, что предписание от 23.09.2014 в установленный в нем срок не исполнено.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 18.12.2014 N 244/12.
По факту невыполнения в установленный срок предписания от 23.09.2014 Управление составило в отношении Учреждения протокол от 18.12.2014 N Р/134/12/2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ, и постановлением от 30.12.2014 N 382/Р/12/14 привлекло Учреждение к административной ответственности в виде в размере 200 000 рублей.
Учреждение не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Рыбинский городской суд Ярославской области.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 06.02.2015 по делу N 12-54/2015, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Учреждения - прекращено.
Решением Ярославского областного суда от 26.03.2015 по делу N 30-2-130/2015 решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 06.02.2015 отменено, дело направлено по подведомственности на рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
Руководствуясь статьей 65, частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.5, 1.6, 2.1, частью 3 статьи 4.1, частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ, статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1), положениями Федерального закона от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Учреждения состава административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, но, принял во внимание статус и имущественное положение юридического лица и снизил размер назначенного Учреждению штрафа до 100 000 рублей; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 8 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил.
Согласно абзацу 2 статьи 18 Закона N 4979-1 владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии со статьей 2 Закона N 4979-1 ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 2.2 Ветеринарно-санитарных правил предусмотрено, что дезинфекционный блок или дезбарьер размещают на главном въезде на территорию предприятия и блокируют с санитарным пропускником. На комплексах с внешним грузооборотом менее 20 т в сутки (мощностью менее 108 тыс. свиней в год) вместо дезблока предусматривают въездной дезбарьер (под навесом) с подогревом дезраствора при минусовых температурах.
Предписанием административного органа от 23.09.2014 на Учреждение возложена обязанность в срок до 01.12.2014 в соответствии с пунктом 2.2 Ветеринарно-санитарных правил оборудовать на главном въезде на территорию свинофермы въездной дезбарьер, соответствующий ветеринарно-санитарным правилам.
Как установили Управление и суды, данное предписание Учреждение в установленный срок не выполнило, а именно: въездной дезбарьер, соответствующий Ветеринарно-санитарным правилам, не оборудовало (отсутствуют навес и подогрев дезраствора при минусовых температурах).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждением приняты все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Довод Учреждения о том, что дезбарьер на его территории имеется, был обоснованно отклонен судами, так как Управлением и судами установлено, что данный дезбарьер не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам.
Ссылка Учреждения на постановление Управления от 06.10.2014 N 306/Р/10/14 о прекращении производства по делу об административном правонарушении была правомерно не принята судами, так как данное постановление вынесено при иных обстоятельствах и не относится к рассмотренному спору.
Вопреки доводу заявителя, ФКЛПУ "СПБ УФСИН по Ярославской области" привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ходатайство Учреждения об истребовании у Управления дополнительных доказательств подлежит отклонению, так как согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия решения и постановления, и не исследует новые доказательства.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 по делу N А82-5148/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Специализированная психиатрическая больница Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ярославской области" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждением приняты все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
...
Вопреки доводу заявителя, ФКЛПУ "СПБ УФСИН по Ярославской области" привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 декабря 2015 г. N Ф01-5133/15 по делу N А82-5148/2015