Нижний Новгород |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А82-17085/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 29.12.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.
при участии представителя
от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога": Янчуковой Н.Е. (доверенность от 13.08.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2015, принятое судьей Соловьевой Т.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015, принятое судьями Сандаловым В.Г., Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е., по делу N А82-17085/2014
по иску открытого акционерного общества "Северсталь" (ИНН: 3528000597, ОГРН: 1023501236901)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
о взыскании 77 673 рублей 52 копеек
и установил:
открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - ОАО "Северсталь") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 77 673 рублей 52 копеек задолженности в виде пеней за просрочку в доставке груза.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 23.03.2015, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015, взыскал с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "Северсталь" 62 000 рублей пеней; отказал в удовлетворении остальной части иска. Суд исходил из отсутствия оснований для увеличения срока доставки спорного вагона ввиду недоказанности перевозчиком факта возникновения неисправности в пути следования по не зависящим от него причинам.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие нарушения норм материального права.
Заявитель считает, что по спорной железнодорожной накладной N ЭИ 272357 (вагон 54408349) срок доставки увеличен для устранения технической неисправности, которая возникла в результате некачественного выполнения планового ремонта, проводимого иным лицом, а не по вине перевозчика.
Заявитель не согласен с утверждением суда, что акты-рекламации не являются надлежащими доказательствами, поскольку они являются односторонними.
По мнению заявителя, на момент осмотра при приемке вагона к перевозке спорный вагон был исправен, что подтверждается выкопировкой из журналов формы ВУ-14.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ОАО "Северсталь" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, так как считает решение и постановление законными и обоснованными.
Суд округа удовлетворил ходатайство ОАО "Северсталь" о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД", осуществляя перевозку грузов для ОАО "Северсталь", нарушило сроки доставки грузов по железнодорожным накладным, указанным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Вследствие нарушения сроков истец направил ответчику претензию от 09.04.2014 N 380/76.
Неоплата пеней со стороны ответчика послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статьи 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) указано, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 данного Устава обстоятельств.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено: при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В подпункте 6.3 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила), предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшего по не зависящим от перевозчика причинам.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается соответствующая отметка (абзац 2 пункта 6.7 Правил).
ОАО "РЖД" считает, что срок доставки по спорной отправке подлежит увеличению по причине устранения технической неисправности вагона, возникшей не по вине перевозчика, в подтверждение чего оно представило следующие документы: железнодорожную накладную N ЭИ 272357, акты общей формы, уведомления, книгу предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию, натуральный лист поезда, рекламационный акт, дефектную ведомость.
В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик; он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
Суды установили, что по железнодорожной накладной N ЭИ 272357 вагон 54408349 задержан по причине технической неисправности -- излома пружины.
Согласно Регламенту организации работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов (с изменениями от 25.01.2007) неисправность (излом пружины) относится к технологическим неисправностям.
Суды оценили представленные в материалы дела документы в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сочли, что перевозчик не доказал возникновение неисправности в пути следования по не зависящим от него причинам, скрытый характер названных неисправностей и невозможность обнаружения их перевозчиком при приемке вагона к перевозке, и правомерно не нашли оснований для увеличения срока доставки спорного вагона согласно подпункту 6.3 пункта 6 Правил.
Переоценка установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А82-17085/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) указано, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
...
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено: при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В подпункте 6.3 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила), предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшего по не зависящим от перевозчика причинам."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 декабря 2015 г. N Ф01-4735/15 по делу N А82-17085/2014