г. Нижний Новгород |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А39-6174/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2016.
Полный текст постановления изготовлен 17.05.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - индивидуального предпринимателя Неськина Игоря Петровича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.10.2015, принятое судьей Алехиной М.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016, принятое судьями Наумовой Е.Н., Урлековым В.Н., Максимовой М.А., по делу N А39-6174/2013
по иску индивидуального предпринимателя Неськина Игоря Петровича (ОГРН: 304132733700056, ИНН: 132800441200),
к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН: 1021301063630, ИНН: 1315048992), индивидуальному предпринимателю Салькаеву Руслану Гаясовичу, обществу с ограниченной ответственностью "Орион",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "Айон",
о признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договора аренды,
о признании недействительным договора аренды земельного участка с применением последствий недействительности сделки,
об обязании заключить договор аренды земельного участка
и установил:
индивидуальный предприниматель Неськин Игорь Петрович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском (с учетом уточнения) к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация) о признании недействительными аукциона по продаже права аренды от 27.09.2013 по лоту N 9, проведенного организатором торгов - обществом с ограниченной ответственностью "Орион", договора аренды от 10.10.2013 N 147, заключенного по результатам торгов между Администрацией и Предпринимателем с применением последствий недействительности сделки, а также о понуждении Администрации к заключению с Предпринимателем договора аренды спорного земельного участка в соответствии с протоколом о результатах аукциона, проведенного организатором торгов - обществом с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "Айон".
Решением от 01.10.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016, Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, Администрация злоупотребила правами, признав первый аукцион несостоявшимся Администрация превысила свои полномочия.
Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, предметом спора является земельный участок с кадастровым номером 13:15:0107003:4518, с местоположением: Республика Мордовия, Лямбирский район, село Берсеневка, улица Совхозная, участок 4 "з", находящийся в неразграниченной государственной собственности.
Организатор торгов 28.09.2012 разместил на официальном информационном сайте Администрации извещение о проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков, в том числе спорного земельного участка, назначил проведение аукциона на 30.10.2012. На официальном информационном сайте www.torgi.gov.ru указанное извещение не размещалось.
Торги от 30.10.2012, где участвовал Предприниматель, в качестве специализированной организации проводило общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий цент "Айон".
По результатам торгов, 30.10.2012 общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий цент "Айон" и Предприниматель подписали протокол о результатах торгов, победителем которых стал Предприниматель.
Постановлением Администрации от 12.11.2012 указанные торги признаны несостоявшимися.
В торгах, назначенных постановлением Администрации 16.08.2013, организованных и проведенных Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью "Орион" (специализированной организацией, действующей по договору с администрацией), Предприниматель не участвовал.
При этом, об этих торгах информация размещалась максимально публично в соответствии с требованиями закона: посредством использования официального сайта Российской Федерации о торгах www.torgi.gov.ru.
Победителем указанных торгов стал предприниматель Салькаев Р.Г., с которым впоследствии заключен договор спорного земельного участка (постановление Администрации от 07.10.2013).
Договор от 10.10.2013 аренды земельного спорного земельного участка, по которому арендатором участка выступил предприниматель Салькаев Р.Г., прошел государственную регистрацию.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушен порядок определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организатора торгов или работников заказчиков в торгах.
Нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Из представленных в материалы дела документов не следует факт нарушения прав и законных интересов истца, а также факт проведения вторых торгов с нарушением процедуры.
Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка регламентировано статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату проведения торгов с участием Предпринимателя) и предполагает приобретение права на торгах (аукцион, конкурс).
Согласно части 2 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
До 01.03.2015 торги по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности подлежали организации и проведению в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, которым утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила N 808).
В соответствии с частью 5 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона с участием заявителя), информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, размещается на официальном сайте Российской Федерации, официальном сайте субъекта Российской Федерации, официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Между тем, извещение о проведении первых торгов на официальном информационном сайте www.torgi.gov.ru не размещалось.
Суды установили, что договор на организацию и проведение этих торгов общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр "Айон" и Администрация не заключали, поэтому торги 30.10.2012 проведены лицом, не уполномоченным на их проведение собственником участка, в связи с чем протокол от 30.10.2012 не может иметь силу договора в отношении спорного земельного участка.
Предприниматель не представил доказательств нарушения действующего законодательства при проведении вторых торгов. Указанные торги проведены специализированной организацией, действующей по договору с Администрацией, информация о проведении торгов размещена посредством использования официального сайта Российской Федерации о торгах www.torgi.gov.ru.
Заявитель не доказал нарушение своих прав и законных интересов проведением вторых торгов, участия в которых он не принимал.
Ссылка заявителя на злоупотребление Администрацией своими правами голословна и не подтверждена документально.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что истец не доказал наличие у него права на предъявление настоящего иска, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, в связи с чем они сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.10.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу N А39-6174/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Неськина Игоря Петровича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона с участием заявителя), информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, размещается на официальном сайте Российской Федерации, официальном сайте субъекта Российской Федерации, официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2016 г. N Ф01-1604/16 по делу N А39-6174/2013