г. Нижний Новгород |
|
01 июня 2016 г. |
Дело N А11-3260/2015 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Бернюковой Т.Е. (доверенность от 16.03.2016 N 208-п), Зимина А.С. (доверенность от 30.04.2015 N 36-п),
от заинтересованного лица: Тигина Н.А. (доверенность от 18.03.2015 N 32), Журавлевой В.А. (доверенность от 23.05.2016 N 13)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.11.2015, принятое судьей Давыдовой Н.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А11-3260/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ИНН: 3327329166, ОГРН 1033301818659)
к Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области
о признании незаконным предписания
и установил:
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - ОАО "Владимирские коммунальные системы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция) от 29.01.2015 N 21/01-02.
Суд решением от 26.11.2015 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 решение оставлено без изменения.
ОАО "Владимирские коммунальные системы" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды применили не подлежащий применению пункт 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и не применили подлежащий применению пункт 19 данных правил; имеющийся прибор учета потребляемой тепловой энергии не может быть признан коллективным (общедомовым) прибором учета, обеспечивающим учет необходимых величин, поскольку он не обеспечивает раздельный учет тепловой энергии, направляемой на отопление и на подогрев горячей воды; предписание Инспекции выдано с превышением полномочий и обязывает Общество произвести начисление корректировки платы за отопление в порядке, не предусмотренном действующим законодательством. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Представитель Инспекции в судебном заседании возразил относительно доводов заявителя; в обоснование своей позиции по делу сослался на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 19.11.2015 N 37453-ОД/04.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 01.06.2016.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жителей многоквартирного дома N 19 по улице Мира в городе Владимире и приказа заместителя начальника Инспекции от 26.01.2015 N 80/01-02 Инспекция с 28.01.2015 по 29.01.2015 провела внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом жилищного законодательства, в ходе которой выявлено нарушение пункта 21 Правил N 307, а именно: в 2013 году многоквартирным домом N 19 потреблено тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета - 715,89 Гкал, что меньше чем в 2012 году на 114,54 Гкал, соответственно, размер начисленной жителям платы подлежит корректировке в сторону уменьшения.
По результатам проверки составлен акт от 29.01.2015 N 21/01-02 и Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 29.01.2015 N 21/01-02, в котором на него возложена обязанность в срок до 29.05.2015 (с учетом письма от 16.02.2015) произвести в соответствии с порядком, указанным в акте проверки, начисление корректировки платы за отопление потребителям дома N 19 по улице Мира в городе Владимире за 2013 год.
Общество не согласилось с выданным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 20, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 541, статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Правилами N 307, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Положением о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21 (далее - Положение N 21), суд первой инстанции установил, что оспоренное предписание выдано Инспекцией в пределах ее компетенции, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение о надзоре).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения о надзоре).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения о надзоре).
При этом в силу пункта 7 Положения о надзоре государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Аналогичные положения содержатся в Положении N 21.
В части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспоренное предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законом порядке.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальной услуги.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению установлен в Правилах N 354.
В указанных правилах установлен порядок определения объема (количества) тепловой энергии, использованной на цели отопления в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 54 Правил N 354).
В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016.
В подпункте "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации делегировано право до 15.09.2012 принять решение о порядке применения на территории соответствующего субъекта расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
На основании указанных нормативных правовых актов постановлением губернатора Владимирской области от 31.08.2012 N 983 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Владимирской области" установлено, что в период с 01.09.2012 по 30.06.2016 расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Владимирской области осуществляется в соответствии с Правилами N 307.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению жителей дома N 19 по улице Мира в городе Владимире подлежат применению Правила N 354, а при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению продолжают действовать Правила N 307. В части, не урегулированной Правилами N 307, следует руководствоваться Правилами N 354.
В подпункте "б" пункта 21 Правил N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу пункта 22 данных правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в многоквартирном жилом доме N 19 по улице Мира в городе Владимире отсутствует централизованное горячее водоснабжение, при этом приготовление горячей воды производится с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома. Поступающая в дом тепловая энергия используется как для отопления, так и для приготовления горячего водоснабжения.
Многоквартирный дом N 19 оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 05.10.2012. Данный прибор учитывает общий объем (количество) тепловой энергии, израсходованной как на отопление, так и на подогрев воды и установлен всеми участниками правоотношений по предоставлению коммунальных услуг в качестве расчетного.
В 2013 году Общество производило расчет платы за отопление потребителей дома N 19 по улице Мира в городе Владимире, исходя из действовавшего норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При этом соответствующая корректировка размера платы за отопление исходя из показаний общедомового прибора учета за 2013 год жильцам указанного многоквартирного дома не производилась. Корректировка размера платы за отопление производится с целью приведения размера годовой платы за отопление в соответствие с фактически потребленным количеством тепловой энергии, определенным по показаниям прибора учета.
Согласно акту проверки Инспекция предложила Обществу провести корректировку размера платы за отопление за 2013 год, при расчете которой должен учитываться объем тепловой энергии, поданной на нужды отопления, без учета объема тепловой энергии, потребленной на подогрев холодной воды для приготовления горячего водоснабжения.
Суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае, исключение из расчета количества тепловой энергии, использованной для приготовления горячего водоснабжения, при проведении корректировки размера платы за отопление не противоречит подпункту "б" пункта 21 Правил N 307, поскольку указанной нормой предусмотрена необходимость проведения корректировки размера платы только за отопление.
С учетом изложенного суды сделали правильные вывод о том, что предписание от 29.01.2015 N 21/01-02 выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 294-ФЗ, Положения о надзоре, Положения N 21, содержащееся в оспариваемом предписании требование о проведении корректировки размера платы за отопление соответствует законодательству.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.11.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу N А11-3260/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации делегировано право до 15.09.2012 принять решение о порядке применения на территории соответствующего субъекта расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
...
Суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае, исключение из расчета количества тепловой энергии, использованной для приготовления горячего водоснабжения, при проведении корректировки размера платы за отопление не противоречит подпункту "б" пункта 21 Правил N 307, поскольку указанной нормой предусмотрена необходимость проведения корректировки размера платы только за отопление.
С учетом изложенного суды сделали правильные вывод о том, что предписание от 29.01.2015 N 21/01-02 выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 294-ФЗ, Положения о надзоре, Положения N 21, содержащееся в оспариваемом предписании требование о проведении корректировки размера платы за отопление соответствует законодательству."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июня 2016 г. N Ф01-1926/16 по делу N А11-3260/2015