Требование: о государственной регистрации перехода права собственности, о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества, в отношении нежилых помещений
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Нижний Новгород |
|
02 ноября 2016 г. |
Дело N А31-569/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.11.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя от ООО "Гермес-Эстейт", ООО "Эстейт 44":
Чигарева Е.А. (доверенности от 11.10.2016, от 01.12.2015),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Гермес-Эстейт" и общества с ограниченной ответственностью "Эстейт 44" на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.04.2016, принятое судьей Максименко Л.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А31-569/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гермес-Эстейт" (ОГРН: 1114401001241, ИНН: 4401114299) и общества с ограниченной ответственностью "Эстейт 44" (ОГРН: 1154401008728, ИНН: 4401166794)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об оставлении без рассмотрения заявлений о государственной регистрации перехода права собственности на нежилые помещения и обязании зарегистрировать право собственности на нежилые помещения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гермес-Эстейт" (далее - ООО "Гермес-Эстейт") и общество с ограниченной ответственностью "Эстейт 44" (далее - ООО "Эстейт 44") обратились в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление) об оставлении без рассмотрения заявлений о государственной регистрации перехода права собственности на нежилые помещения N 1 - 7, 9, 11 - 20, расположенные по адресу: город Кострома, улица Северной Правды, дом 35, и обязании зарегистрировать право собственности ООО "Эстейт 44" на указанные нежилые помещения.
Решением суда от 18.04.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 указанное решение оставлено без изменения.
ООО "Гермес-Эстейт" и ООО "Эстейт 44" не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Заявители жалоб считают, что суды неправильно применили подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). По их мнению, при реорганизации юридического лица путем выделения, право собственности на недвижимое имущество (нежилые помещения), переданные вновь образованному лицу на основании передаточного акта, не подлежат повторной государственной регистрации. Уплате подлежит государственная пошлина в размере 22 000 рублей за регистрацию права на недвижимое имущество, возникшего на основании единого документа, а не за регистрацию объектов недвижимого имущества. Ссылаясь на то, что в законодательстве имеется неопределенность, позволяющая различно трактовать норму, предусмотренную подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, заявители считают необходимым применить часть 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило; было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Гермес-Эстейт" имело в собственности 19 нежилых помещений N 1 - 9, 11 - 20, расположенных по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Северной Правды, дом 35.
ООО "Гермес-Эстейт" приняло решение от 08.07.2015 о реорганизации путем выделения ООО "Эстейт 44". Указанное имущество на основании передаточного акта от 08.07.2015 передано ООО "Эстейт 44".
ООО "Гермес-Эстейт" и ООО "Эстейт 44" 16.12.2015 обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности от ООО "Гермес-Эстейт" к ООО "Эстейт 44" и права собственности ООО "Эстейт 44" на недвижимое имущество.
Управление 13.01.2016 осуществило государственную регистрацию права собственности ООО "Эстейт 44" на нежилое помещение N 8, назначение: нежилое, площадью 38,3 квадратного метра, этаж: технический этаж, с кадастровым номером 44:27:040735:642, расположенное по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Северной Правды, дом 35, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - Реестр) произведена запись регистрации N 44-44/001-44/001/010/2015-108/2.
Заявления о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на нежилые помещения N 1 - 7, 9, 11 - 20 оставлены без рассмотрения (пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ), поскольку заявители не представили документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за регистрацию 18 объектов недвижимости (уведомление от 13.01.2016).
ООО "Гермес-Эстейт" и ООО "Эстейт 44" не согласились с решением Управления и обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 57, 131, 218 Кодекса, подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 122-ФЗ, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), суд первой инстанции и апелляционный суд отказали в удовлетворении заявленного требования. Суды исходили из того, что при реорганизации путем выделения и передаче объектов недвижимого имущества вновь образованному юридическому лицу государственная регистрация перехода права собственности и права собственности на переданные объекты осуществляется в общем порядке.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются или прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не предусмотрено законом.
Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в Реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в Реестр (пункт 4 статьи 8.1 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 218 Кодекса в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 4 статьи 58 Кодекса).
После завершения реорганизации вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 11 Постановления N 10/22).
Права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Кодекса подлежат государственной регистрации (статья 4 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Реестре.
В статье 12 Федерального закона N 122-ФЗ определено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Реестре, который состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.
Разделы Реестра располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества, содержат информацию о существующих, прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах, описание каждого объекта, сведения о правообладателях. В Реестр вносятся записи о подлежащих государственной регистрации праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект; об условиях сделки об отчуждении, сведения о правообладателе, о правоустанавливающих документах; об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество. Реестр содержит сведения о документах, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, об условиях сделки, на основании которой возникают ограничения (обременения), а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись.
Таким образом, Федеральным законом N 122-ФЗ введен объектный принцип государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Порядок внесения записей в Реестр регламентируются Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2013 N 765 (далее - Правила), которые также предусматривают, что сведения в Реестр вносятся в отношении каждого объекта недвижимости.
В пункте 68 Правил указано, что запись об изменениях используется для внесения в Реестр таких сведений, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него. В частности, сведения об изменении наименования юридического лица.
Исходя из изложенного, при реорганизации юридического лица, в том числе в форме выделения, происходит переход права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимого имущества к вновь образованному юридическому лицу. В связи с этим необходима государственная регистрация прав на недвижимое имущество нового правообладателя, а не внесение изменений в Реестр в отношении ранее зарегистрированного правообладателя.
В силу статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, с которым предъявляется документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Государственная пошлина за государственную регистрацию прав взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 11 Федерального закона N 122-ФЗ).
В подпункте 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество организация уплачивает государственную пошлину в размере 22 000 рублей.
Поскольку в результате реорганизации (в форме выделения) осуществляется регистрация перехода права собственности и права собственности нового правообладателя на каждый объект недвижимости (статья 2 Федерального закона N 122-ФЗ), государственная пошлина уплачивается за проведение регистрационных действий в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
При этом положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат норм, освобождающих юридическое лицо, образованное в результате реорганизации, от уплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий по переходу к нему права собственности на недвижимое имущество.
Суды установили, что в результате реорганизации (в форме выделения) имущество, принадлежащее ООО "Гермес-Эстейт" на праве собственности (19 нежилых помещений), перешло к ООО "Эстейт 44".
Указанные лица обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности от ООО "Гермес-Эстейт" к ООО "Эстейт 44" и государственной регистрации права собственности ООО "Эстейт 44" на недвижимое имущество (19 нежилых помещений). С заявлениями они представили платежное поручение от 22.12.2015 N 956 об уплате 22 000 рублей государственной пошлины за совершение регистрационных действий.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у Управления оснований для регистрации испрашиваемых регистрационных действий в отношении одного объекта и об оставлении заявлений без рассмотрения в отношении 18 объектов (в связи с непредставлением документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном размере).
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителей жалоб о необходимости применения в данном случае пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку неустранимых сомнений и неясностей при разрешении рассматриваемого спора не имеется.
Иные доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки судов и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.04.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 по делу N А31-569/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Гермес-Эстейт" и общества с ограниченной ответственностью "Эстейт 44" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 22 000 рублей.
По мнению обществ (реорганизованного и выделенного), при реорганизации юридического лица путем выделения право собственности на недвижимое имущество (нежилые помещения), переданное вновь образованному лицу на основании передаточного акта, не подлежат повторной государственной регистрации.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию обществ неправомерной.
Как указал суд, при реорганизации юридического лица, в том числе в форме выделения, происходит переход права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимого имущества к вновь образованному юридическому лицу. В связи с этим необходима государственная регистрация прав на недвижимое имущество нового правообладателя, а не внесение изменений в Реестр в отношении ранее зарегистрированного правообладателя.
Поскольку в результате реорганизации (в форме выделения) осуществляется регистрация перехода права собственности и права собственности нового правообладателя на каждый объект недвижимости, государственная пошлина уплачивается за проведение регистрационных действий в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
При указанных обстоятельствах кассационные жалобы обществ оставлены судом без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф01-4566/16 по делу N А31-569/2016