г. Нижний Новгород |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А29-5327/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Жегловой О.Н., Чиха А.Н.,
при участии представителя истца: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 24.01.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016, принятое судьями Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В., по делу N А29-5327/2015 Арбитражного суда Республики Коми
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ИНН: 1103006077, ОГРН: 1121103001062)
к муниципальному образованию городской округ "Воркута" в лице администрации муниципального образования городской округ "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городской округ "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214), Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ "Воркута" (ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (далее общество "Воркутинские ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному образованию городской округ "Воркута" в лице администрации муниципального образования городской округ "Воркута" (далее Администрация) о взыскании 27 635 131 рубля 03 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной на централизованное отопление незаселенных (пустующих) муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах в период с января по ноябрь 2014 года.
К участию в деле в качестве соответчиков суд привлек Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городской округ "Воркута" (далее КУМИ) и Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ "Воркута" (далее Управление ГХиБ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты" (далее общество "ТСВ").
Решением от 06.08.2015 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Второй арбитражный апелляционный суд определением от 12.11.2015 установил, что судебный акт принят о правах и обязанностях не привлеченных к участию в деле управляющих компаний и товариществ собственников жилья, осуществлявших в спорный период управление жилыми многоквартирными домами, в которых расположены пустующие муниципальные жилые помещения, а именно: общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" (далее ООО "ЖКК"), общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Горняцкое (далее ООО УО "Горняцкое), общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (далее ООО УО "Центральное"), общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление" (далее ООО "ЖЭУ"), общества с ограниченной ответственностью "Паритет" (далее ООО "Паритет"), общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Запад" (далее ООО УК "Запад"), общества с ограниченной ответственностью "ПРОВЕ" (далее ООО "ПРОВЕ"), общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный резерв" (далее ООО "Коммунальный резерв"), общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (далее ООО "ЖК"), общества с ограниченной ответственностью "Северная жилищная компания" (далее ООО "СЖК"), общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" (далее ООО "Приоритет"), общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее ООО "ЖЭК"), общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд" (далее ООО "Жилфонд"), общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление "Северное" (далее ООО "ЖЭУ "Северное), общества с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее ООО "Северное ЖКХ"), товарищества собственников жилья "Квартал Н" (далее ТСЖ "Квартал Н"), товарищества собственников жилья "Воргашорское" (далее ТСЖ "Воргашорское"), товарищества собственников жилья "Возейская, 4" (далее ТСЖ "Возейская, 4"), товарищества собственников жилья "Димитрова, 4+" (далее ТСЖ "Димитрова, 4+), товарищества собственников жилья "1-я Линейная, 7" (далее ТСЖ "1-я Линейная, 7"), товарищества собственников жилья "Ломоносова, 7, 9, 11, 13" (далее ТСЖ "Ломоносова, 7, 9, 11, 13"), товарищества собственников жилья "Пирогова, 1а+" (далее ТСЖ "Пирогова, 1а+"), товарищества собственников жилья "Б.Пищевиков, 19" (далее ТСЖ "Б.Пищевиков, 19"), товарищества собственников жилья "Суворова, 19а+" (далее ТСЖ "Суворова, 19а+"), товарищества собственников жилья "Чернова, 2, 4" (далее ТСЖ "Чернова, 2, 4"), товарищества собственников жилья "Чернова, 8+" (далее ТСЖ "Чернова, 8+") и товарищества собственников жилья "Б. Шерстнева, 12а" (далее ТСЖ "Б. Шерстнева, 12а").
Определением от 09.02.2016 апелляционный суд исключил из числа третьих лиц: ООО "Жилфонд", ТСЖ "Квартал Н", ТСЖ "Воргашорское", ТСЖ "Возейская, 4", ТСЖ "Димитрова, 4+", ТСЖ "1-я Линейная, 7", ТСЖ "Ломоносова, 7, 9, 11, 13", ТСЖ "Пирогова, 1а+", ТСЖ "Б. Пищевиков, 19", ТСЖ "Суворова, 19а+", ТСЖ "Чернова, 2, 4", ТСЖ "Чернова, 8+", ТСЖ "Б. Шерстнева, 12а". Также привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 6" (далее ООО "ЖЭУ 6"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Организация Северная" (далее ООО "УО Северная"); заменил общество с ограниченной ответственностью "Северное жилищно-коммунальное хозяйство" на общество с ограниченной ответственностью "Воркутакомсервис".
Рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционный суд постановлением от 27.10.2016 отменил решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2015 и принял новый судебный акт: взыскал с муниципального образования городской округ "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ "Воркута" за счет казны муниципального образования городской округ "Воркута" 4 801 916 рублей 54 копеек задолженности по оплате поставленной в спорный период тепловой энергии и 28 006 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску. Отказал в удовлетворении остальной части исковых требований.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, общество "Воркутинские ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление в части отказа во взыскании 22 833 214 рублей 49 копеек задолженности в связи с несоответствием выводов, сделанных апелляционным судом, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что апелляционный суд необоснованно привлек к участию в деле управляющие компании и товарищества собственников жилья, не мотивировал целью привлечения этих лиц к участию в деле; в суде первой инстанции ответчики не заявляли доводов о наличии управляющих компаний в спорных многоквартирных домах, соответствующих доказательств не представили. Принятие апелляционным судом дополнительных доказательств и его переход к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, при отсутствии оснований к этому привели к нарушению принципа состязательности судопроизводства.
Неприменение апелляционным судом пункта 14 и подпункта "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, привело к принятию незаконного судебного акта. В рассмотренном споре имеет место исключение из общего правила осуществления расчетов за оказанные коммунальные услуги, когда в отсутствие заключенного договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, а также в отсутствие фактических договорных отношений между ними ресурсоснабжающая организация в силу закона приобретает статус исполнителя коммунальных услуг и вправе требовать от конечных потребителей оплаты потребленного коммунального ресурса.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных заявителем в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, в спорный период ООО "ТСВ" являлось теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию в многоквартирные дома города Воркуты, в которых располагаются незаселенные (пустующие) муниципальные квартиры.
Общество "Воркутинские ТЭЦ" в подтверждение факта оказания с января по ноябрь 2014 года коммунальных услуг по отоплению пустующих муниципальных квартир представило в материалы дела акты от 23.12.2014 на общую сумму 27 635 131 рубль 03 копейки, подписанные представителями Администрации в лице Управления ГХиБ без замечаний и возражений.
Стоимость услуг определена теплоснабжающей организацией исходя из площадей квартир и норматива потребления в месяц в размере 0,027 Гкал на 1 квадратный метр.
ООО "ТСВ" (кредитор) и ООО "Воркутинские ТЭЦ" (новый кредитор) заключили договор уступки права требования от 24.12.2014 N 3/2014, по условиям которого кредитор передал, а новый кредитор принял право требования к Администрации (должнику), возникшее вследствие неисполнения обязательств по оплате тепловой энергии, поставленной на централизованное отопление незаселенных (пустующих) муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах с января 2014 года по ноябрь 2014 года, в сумме 27 635 131 рубля 03 копеек (в том числе НДС 4 215 528 рублей 46 копеек).
В пункте 2.3 договора цессии кредитор и новый кредитор согласовали, что расчеты по договору производятся путем зачета встречных однородных требований на сумму 27 635 131 рубль 03 копейки.
Приложением 1 к договору цессии является реестр должников и подтверждающих документов.
ООО "ТСВ" в письме от 18.03.2015 N 1/9-404 известило Администрацию о состоявшейся уступке права требования.
Истец, посчитав, что в связи с заключением договора цессии к нему перешло право требования задолженности и неисполнением ответчиками обязательств по оплате поставленной тепловой энергии, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Основания и порядок перехода прав кредитора в обязательстве определены в статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода прав. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Таким образом, в результате правопреемства, основанием которого выступает договор цессии, к новому кредитору может перейти только тот объем требований первоначального кредитора, которые был у последнего к должнику.
В силу положений статьи 389.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование переходит к цессионарию в момент заключения договора, на основании которого производится уступка, если законом или договором не предусмотрено иное.
Суды установили и сторонами не оспаривается, что ООО "ТСВ" передало ООО "Воркутинские ТЭЦ" право требования, возникшее вследствие неисполнения обязательства по оплате тепловой энергии, поставленной на централизованное отопление незаселенных (пустующих) муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах с января по ноябрь 2014 года.
Правоотношения по отпуску и оплате тепловой энергии на цели оказания коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных жилых домов, помимо общих положений гражданского права об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации), подпадают под специальное регулирование норм жилищного законодательства (раздел VII Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией (часть 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 31 Правил N 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.
Следовательно, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из пункта 13 Правил N 354 и пунктов 10, 11 Правил N 124 следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Таким образом, наличие договорных отношений между управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления. Нежелание управляющей и ресурсоснабжающей организаций оформить в письменном виде договор энергоснабжения само по себе не является основанием для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги. Иное означало бы возможность создать искусственную ситуацию, при которой управляющая организация освобождается от предусмотренной в законе обязанности по представлению собственникам помещений многоквартирного дома всего комплекса коммунальных услуг, а ресурсоснабжающая организация, минуя установленный законом порядок расчета и волю собственников помещений многоквартирного дома, получает возможность получать плату за ресурс непосредственно с таких собственников. Признание ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальной услуги (услуг) должно быть связано с объективными обстоятельствами, в связи с которыми управляющая организация не может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 64 и статьям 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договоры управления, апелляционный суд установил, что в спорный период в управлении ООО УО "Горняцкое" находились многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Автозаводская, 10а, ул. Автозаводская, 14а, ул. Дончука, 14, ул. Дорожная, 4, ул. Дорожная, 9, ул. Ленина, 7а, ул. Ленина, 14а, ул. Ленина, 39, ул. Ленина, 32а, ул. Ленина, 35а, ул. Ленинградская, 20, ул. Ленинградская, 47а, ул. Ленинградская, 49а, ул. Лермонтова, 23, ул. Лермонтова, 25, ул. 1-я Линейная, 7, ул. Ломоносова, 3а, ул. Ломоносова, 11, ул. Ломоносова, 13, ул. Ломоносова, 25а, ул. Мира, 2, ул. Мира, 14, ул. Некрасова, 35, ул. Некрасова, 39, ул. Некрасова, 49, ул. Некрасова, 59, ул. Парковая, 9, ул. Парковая, 34, ул. Парковая, 34а, ул. Парковая, 36, ул. Парковая, 40, ул. Пушкина, 27, ул. Пионерская, 26, ул. Пирогова, 1а, ул. Пирогова, 7а, ул. Пирогова, 10, ул. Пищевиков, 3, ул. Пищевиков, 4, ул. Пищевиков, 7, ул. Суворова, 19а, ул. Суворова, 20а, ул. Суворова, 20б, ул. Суворова, 22а, ул. Суворова, д. 28б, ул. Суворова, д. 34, ул. Театральная, 4а, ул. Театральная, 5, ул. Филатова, 24, ул. Шахтная, 10, ул. Шахтная, 17, ул. Энгельса, 11, ул. Энгельса, 12, ул. Гаражная, 25, ул. Комсомольская, 8, ул. Водопроводная, 20;
в управлении ООО "Северное ЖКХ" многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Ватутина, 11, ул. Ватутина, 13, ул. Учебная, 6, Солнечный, 3; в управлении ООО "ЖК" многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Водопроводная, 20, ул. Гоголя, 10, ул. Димитрова, 5б, ул. Шахтная, 17, ул. Ломоносова, 25А;
в управлении ООО УО "Центральное" многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Возейская, 6, ул. Димитрова, 10, ул. Димитрова, 15/4, ул. Дончука, 6а, ул. Дончука, 8, ул. Дончука, 8а, ул. Дончука, 10, ул. Дончука, 11, ул. Железнодорожная, 35, ул. Ленина, 48б, ул. Ленина, 50, ул. Ленина, 54, ул. Ленина, 56, ул. Ленина, 58, ул. Ленина, 76, ул. Локомотивная, 2, ул. Локомотивная, 3б, ул. Локомотивная, 5, ул. Локомотивная, 5а, ул. Локомотивная, 8, ул. Локомотивная, 10, ул. Ломоносова, 16, ул. Ломоносова, 10, ул. Матвеева, 11а, ул. Парковая, 48, ул. Перекрестная, 1, ул. Пищевиков, 18а, ул. Пищевиков, 19, ул. Пищевиков, 23, ул. Пищевиков, 35а, ул. Привокзальная, 9, ул. Привокзальная, 13, ул. Привокзальная, 21, ул. Привокзальная, 23, Привокзальная пл., 1, Привокзальная пл., 2, ул. Свободная, 1, ул. Свободная, 3, ул. Свободная, 5, ул. Свободная, 7, ул. Тиманская, 4, ул. Тиманская, 10б, ул. Чернова, 2, ул. Чернова, 2б, ул. Чернова, 8, Шахтерская наб., 2, Шахтерская наб., 4, Шахтерская наб., 12, Шахтерская наб., 14, ул. Б. Шерстнева, 3, ул. Б. Шерстнева, 12, ул. Б. Шерстнева, 14, ул. Б. Шерстнева, 15б, ул. Б. Шерстнева, 17, ул. Яновского, 3;
в управлении ООО "ЖКК" многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Воргашорская, 6, ул. Воргашорская, 8, ул. Катаева, 2, ул. Катаева, 14, ул. Катаева, 16, ул. Катаева, 18, ул. Катаева, д. 20, ул. Катаева, 43, ул. Ленинского Комсомола, 17, ул. Энтузиастов, 12а, ул. Энтузиастов, 14, ул. Энтузиастов, 15/1, ул. Энтузиастов, 15/2, ул. Энтузиастов, 15/4, ул. Энтузиастов, 16, ул. Энтузиастов, 17а, ул. Энтузиастов, 23, ул. Энтузиастов, 25, ул. Энтузиастов, 28/1, ул. Энтузиастов, 30, ул. Энтузиастов, 32/1, ул. Энтузиастов, 32/2, ул. Энтузиастов, 32/3, ул. Энтузиастов, ул. 32/5, Юбилейный, 3, Юбилейный, 5, Юбилейный, 7;
в управлении ООО "ЖЭУ" многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Энтузиастов, 9 (с 01.09.2014), ул. Энтузиастов, 19/1 (с 01.07.2014), ул. Энтузиастов, 19/5 (с 01.07.2014), ул. Энтузиастов, 24/1 (с 01.09.2014), ул. Энтузиастов, 24/2 (с 01.09.2014), ул. Энтузиастов, 24/3, ул. Энтузиастов, 25а, ул. Энтузиастов, 32/7;
в управлении ООО "ЖЭК" многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Катаева, 53 (с 01.09.2014), ул. Катаева, 57 (с 01.09.2014), ул. Катаева, 59 (с 01.09.2014), Юбилейный, 8;
в управлении ООО "Коммунальный резерв" многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Воргашорская, 12 (с 01.07.2014 под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Катаева, 51 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Л. Толстого, 5 (с 01.07.2014 под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Л. Толстого, 7 (с 01.07.2014 под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Л. Толстого, 9 (с 01.07.2014 под управлением ООО "ЖЭК"), ул. Л. Толстого, 13, ул. Энтузиастов, 3 (с 01.07.2014 под управлением ООО "ЖЭУ"), ул. Энтузиастов, 5 (с 01.07.2014 - под управлением ООО "ЖЭУ"), Юбилейный, 6а (с 01.07.2014 под управлением ООО "ЖЭК"), Юбилейный, 8а (с 01.07.2014 под управлением ООО "ЖЭК"), Юбилейный, 12 (с 01.07.2014 под управлением ООО "ЖЭК"),
в управлении ООО УК "Запад" многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Есенина, 5 (с 01.07.2014), ул. Л. Толстого, 13, ул. Энтузиастов, 7, ул. Энтузиастов, 22/1, ул. Энтузиастов, 22/3;
в управлении ООО УО "Запад" многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Комарова, 2 (с 01.04.2014), ул. Суворова, 30/2 (с 01.04.2014), ул. Суворова, 30/3 (с 01.04.2014), ул. Суворова, 30/5 (с 01.04.2014), ул. Суворова, 30/6 (с 01.04.2014), ул. Яновского, 3 (с 01.04.2014);
в управлении ООО УО "Северное" (с 01.06.2014) многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Крупской, 2, ул. Крупской, 4, ул. Крупской, 6, ул. Крупской, 10, ул. Крупской, 23, ул. Крупской, 23а, ул. Крупской, 25, ул. Нагорная, 9, ул. Нагорная, 11, ул. Нагорная, 13 а, ул. Народная, 12, ул. Народная, 16, ул. Народная, 18, ул. Пролетарская, 1, ул. Учебная, 6, ул. Юго-Западная, 9, ул. Юго-Западная, 15, ул. Юго-Западная, 20;
в управлении ООО ЖЭУ "Северное" многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Крупской, 21, ул. Нагорная, 1, ул. Нагорная, 1а, ул. Нагорная, 3, ул. Нагорная, 5, ул. Нагорная, 7, ул. Нагорная, 15,ул. Нагорная, 19, ул. Нагорная, 21, ул. Народная, 1, ул. Народная, 2, ул. Народная, 3, ул. Народная, 6, ул. Народная, 8, ул. Народная, 10, ул. Пролетарская, 3, Родниковый, 10, ул. Солнечная, 7а, ул. Солнечная, 9а, ул. Цементнозаводская, 1, ул. Цементнозаводская, 1а, ул. Цементнозаводская, 3, ул. Цементнозаводская, 3а, ул. Цементнозаводская, 3б, ул. Цементнозаводская, 5, ул. Цементнозаводская, 7, ул. Цементнозаводская, 8, ул. Цементнозаводская, 9, ул. Цементнозаводская, 11, ул. Юго-Западная, 13;
в управлении ООО "СЖК" многоквартирные дома, расположенные в Воркуте по адресам: ул. Ленина, 53а, ул. Ленина, 64а; в управлении ООО "Жилфонд" многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Энтузиастов, 19/1, ул. Энтузиастов, 19/5, в управлении ООО "ПРОВЕ" многоквартирные дома, расположенные в г. Воркуте по адресам: ул. Энтузиастов, 19/3, ул. Энтузиастов, 11/2.
Названные обстоятельства позволили апелляционному суду сделать вывод о том, что между ООО "ТСВ" и перечисленными управляющими компаниями в спорный период сложились фактические договорные отношения по теплоснабжению жилых многоквартирных домов. Отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями в данном конкретном случае не освобождает последних от оплаты поставленных им коммунальных ресурсов.
Вопрос наличия или отсутствия сложившихся между ресурсоснабжающей компанией и управляющими компаниями фактических договорных отношений по теплоснабжению незаселенных (пустующих) муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах, относится к фактическим обстоятельствам спора. Суд округа не обладает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочием по иной оценке доказательств.
Таким образом, судебные акты в обжалованной части являются законными и обоснованными.
Возражения заявителя о том, что суд апелляционной инстанции неправомерно перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, что привело к ущемлению процессуальных прав истца, не приняты судом округа, как несостоятельные.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в апелляционный суд. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
При формировании вывода о том, что решение суда первой инстанции затрагивает права и законные интересы лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционный суд счел, что правовой характер заявленных истцом требований может повлиять на права и (или) обязанности управляющих компаний и товариществ собственников жилья, осуществляющих в спорный период управление жилыми домами, в которых расположены муниципальные квартиры, поскольку в силу норм действующего жилищного законодательства при избрании собственниками помещений многоквартирного дома способа управления домом управляющей организацией последняя является лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями осуществлять оплату поставленных коммунальных ресурсов.
Доводы общества "Воркутинские ТЭЦ" о неправомерности принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств (договоры управления), судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку с учетом разъяснений содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие апелляционным судом дополнительных доказательств не является безусловным основанием для отмены судебного акта, при том, что дополнительные доказательства исследованы и оценены апелляционным судом в установленном порядке в соответствии с требованиями, предусмотренными в статьях 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены состоявшегося судебного акта с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется, поскольку они сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств и выводов суда, то есть по существу направлены на переоценку исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом второй инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом округа не выявлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 по делу N А29-5327/2015 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 13 Правил N 354 и пунктов 10, 11 Правил N 124 следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Таким образом, наличие договорных отношений между управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления. Нежелание управляющей и ресурсоснабжающей организаций оформить в письменном виде договор энергоснабжения само по себе не является основанием для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги. Иное означало бы возможность создать искусственную ситуацию, при которой управляющая организация освобождается от предусмотренной в законе обязанности по представлению собственникам помещений многоквартирного дома всего комплекса коммунальных услуг, а ресурсоснабжающая организация, минуя установленный законом порядок расчета и волю собственников помещений многоквартирного дома, получает возможность получать плату за ресурс непосредственно с таких собственников. Признание ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальной услуги (услуг) должно быть связано с объективными обстоятельствами, в связи с которыми управляющая организация не может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 марта 2017 г. N Ф01-134/17 по делу N А29-5327/2015