г. Нижний Новгород |
|
24 марта 2017 г. |
Дело N А82-7100/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Бабенко С.И. (доверенность от 09.12.2016 N 011/215),
от прокуратуры Ярославской области: Четайкина А.В.
(поручение от 16.03.2017 N 8-21-2017/13567, удостоверение N 045388)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2016, принятое судьями Украинцевой Е.П., Ландарь Е.В., Марусиным В.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.12.2016, принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А82-7100/2015 по заявлению открытого акционерного общества Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ИНН: 7601001107, ОГРН: 1027600788544)
к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7606011902, ОГРН: 1027601599992)
о признании недействительным в части ненормативного правового акта,
при участии прокуратуры Ярославской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье",
и установил:
открытое акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (далее - ОАО "Славнефть-ЯНОС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) о признании недействующим со дня принятия постановления главы администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 25.02.2015 N 994 "Об определении гарантирующих организаций для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ЯМР" в части включения ОАО "Славнефть-ЯНОС" в перечень гарантирующих организаций для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в Ярославском муниципальном районе (приложение 1 к постановлению), а также указания на статус ОАО "Славнефть-ЯНОС" как гарантирующей организации в приложениях 2, 3 к постановлению и возложении обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов Общества посредством исключения указания на статус заявителя как гарантирующей организации из соответствующих приложений к постановлению (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье" (далее - ОАО "ЖКХ "Заволжье").
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Ярославской области.
Суд решением от 22.08.2016 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что выводы суды первой и апелляционной инстанции сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, неправильно применили нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) о статусе гарантирующей организации. Общество указывает, что не осуществляет прием от абонентов и транспортировку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, поскольку указанную систему эксплуатирует ОАО "ЖКХ "Заволжье" в рамках заключенного договора аренды.
По мнению Общества, оно не является гарантирующей организацией, поскольку не осуществляет процесс водоотведения. Кроме того, именно для ОАО "ЖКХ "Заволжье" приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2015 N 471-вс/во на территории Карабихского сельского поселения установлен тариф на водоотведение с учетом передачи сточных вод на очистку ОАО "Славнефть-ЯНОС".
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу указала законность и обоснованность обжалуемых судебных актов; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Представитель прокуратуры Ярославской области в судебном заседании не согласился с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
ОАО "ЖКХ "Заволжье" отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация в оспариваемом постановлении определила гарантирующие организации (приложение N 1) для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах муниципального района; установила зоны деятельности (приложение N 2) указанных гарантирующих организаций; дала рекомендации по осуществлению регулируемой деятельности и заключению с сетевыми организациями (приложение N 3) договоров оказания услуг по передаче холодной воды и (или) сточных вод по присоединенным сетям в пределах муниципального района.
В постановлении от 31.12.2015 N 3541 Администрация утвердила схему водоснабжения и водоотведения в Ярославском муниципальном районе на период 2015 - 2024 годов, установила зоны деятельности гарантирующей организации.
ОАО "Славнефть-ЯНОС" не согласилось с постановлением администрации от 25.02.2015 N 994 в части включения Общества в перечень гарантирующих организаций для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в Ярославском муниципальном районе, и обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частями 2, 3, 4, 6 и 15 статьи 2, частями 7, 8 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 6 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ.
В соответствии с частью 15 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
На основании части 5 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее гарантирующей организацией обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией предложение о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения. Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организацией письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным (часть 8 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ).
Суды установили, что услуги по водоотведению на территории поселка Дубки оказывает исключительно ОАО "Славнефть-ЯНОС", так как Общество является собственником очистных сооружений, которые обслуживают потребителей в указанном населенном пункте.
Кроме того, в приказе Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2015 N 471-вс/во (в действующей редакции) в отношении Карабихского сельского поселения установлены как тариф на водоотведение с учетом передачи сточных вод на очистку ОАО "Славнефть-ЯНОС" (пункт 4.1.3), так и тариф на водоотведение с учетом транспортировки сточных вод по сетям ОАО "ЖКХ "Заволжье".
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление не противоречит Федеральному закону N 416-ФЗ и не нарушает права и законные интересы ОАО "Славнефть-ЯНОС" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба ОАО "Славнефть-ЯНОС" не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на ОАО "Славнефть-ЯНОС". Излишне уплаченная по платежному поручению от 17.01.2017 N 570 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату ОАО "Славнефть-ЯНОС" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.08.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.12.2016 по делу N А82-7100/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 17.01.2017 N 570.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее гарантирующей организацией обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией предложение о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения. Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организацией письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным (часть 8 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ).
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление не противоречит Федеральному закону N 416-ФЗ и не нарушает права и законные интересы ОАО "Славнефть-ЯНОС" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 марта 2017 г. N Ф01-712/17 по делу N А82-7100/2015
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-712/17
04.12.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9271/16
22.08.2016 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7100/15
03.11.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4731/15
26.08.2015 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7100/15