г. Нижний Новгород |
|
04 мая 2017 г. |
Дело N А29-2185/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.05.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016, принятое судьей Князевой А.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017, принятое судьями Немчаниновой М.В., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В., по делу N А29-2185/2016
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская больница N 1" (ИНН: 1101487022, ОГРН: 1041100421339)
о признании недействительным акта от 09.02.2016 Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355),
третье лицо - Министерство здравоохранения Республики Коми,
и установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская больница N 1" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным акта комплексной проверки Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Учреждение) от 09.02.2016 в части требования о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в размере 379 546 рублей 33 копеек и уплаты 37 954 рублей 63 копеек штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016 заявленное требование удовлетворено частично: акт комплексной проверки от 09.02.2016 признан недействительным в части требования о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в размере 144 837 рублей и уплаты 14 483 рублей 70 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, приобретение медицинского оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования, поскольку в структуре тарифа в системе обязательного медицинского страхования Территориальной программой, действующей на территории Республики Коми в 2014 году, а также Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на 2014 год не предусмотрены расходы на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей. Кроме того, заявитель указывает, что государственная пошлина подлежит взысканию пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 02.05.2017.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение провело комплексную проверку Больницы по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, в ходе которой пришло к выводу о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, в частности на сумму 144 837 рублей, ввиду приобретения Больницей оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей.
По результатам проверки Учреждение составило акт от 09.02.2016, в котором предложило Больнице восстановить путем перечисления на счет Учреждения средства, использованные не по целевому назначению, а также уплатить штраф, предусмотренный пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в том числе в сумме 14 483 рублей 70 копеек.
Больница с актом Учреждения не согласилась и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 147, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о том, что приобретение медицинского оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей не может быть квалифицировано в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, а является лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата израсходованных средств и начисления штрафа не установлена.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из положений части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Средства за оказанную медицинскую помощь медицинская организация получает на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, разделом 8 Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, предусматривающая такое ограничение как приобретение за счет средств обязательного медицинского страхования основных средств стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов" указало, что расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
При этом Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми на 2014 год содержит условие о том, что не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" свыше 100 000 рублей за единицу, амортизационные отчисления на оборудование свыше 100 000 рублей.
Перечисленные расходы осуществляются за счет бюджетных ассигнований и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Таким образом, Тарифное соглашение определяет источник расходов на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Учитывая изложенное, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Такого понятия, как "лимит тарифа на обязательное медицинское страхование" или "лимит бюджетного обязательства", законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит.
Следовательно, Больница не имела правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что Больницей не допущено нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 144 837 рублей, и об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным акта Учреждения от 09.02.2016 в части восстановления средств обязательного медицинского страхования в сумме 144 837 рублей и начисления 14 483 рублей 70 копеек штрафа является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 в указанной части подлежат отмене, а требование Больницы - отказу в удовлетворении.
В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку не обжаловались в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289 и 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по делу N А29-2185/2016 отменить в части признания недействительным акта Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" от 09.02.2016 о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в сумме 144 837 рублей и начислении 14 483 рублей 70 копеек штрафа.
В данной части в удовлетворении заявленного требования Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская больница N 1" отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по делу N А29-2185/2016 оставить без изменения.
Арбитражному суду Республики Коми рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016 по настоящему делу в части взыскания с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская больница N 1" 3000 рублей государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Учитывая изложенное, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Такого понятия, как "лимит тарифа на обязательное медицинское страхование" или "лимит бюджетного обязательства", законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит.
Следовательно, Больница не имела правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что Больницей не допущено нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 144 837 рублей, и об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным акта Учреждения от 09.02.2016 в части восстановления средств обязательного медицинского страхования в сумме 144 837 рублей и начисления 14 483 рублей 70 копеек штрафа является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 в указанной части подлежат отмене, а требование Больницы - отказу в удовлетворении.
...
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по делу N А29-2185/2016 отменить в части признания недействительным акта Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" от 09.02.2016 о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в сумме 144 837 рублей и начислении 14 483 рублей 70 копеек штрафа.
В данной части в удовлетворении заявленного требования Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская больница N 1" отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по делу N А29-2185/2016 оставить без изменения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 мая 2017 г. N Ф01-1261/17 по делу N А29-2185/2016
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1261/17
03.02.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11299/16
31.01.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2185/16
15.11.2016 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2185/16