г. Нижний Новгород |
|
07 июня 2017 г. |
Дело N А17-4566/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика по содержанию кладбищ": Шмыровой С.В., Смирновой М.В. (доверенность от 07.04.2017)
от открытого акционерного общества "Ритуал": Шмыровой С.В., Смирновой М.В., (доверенность от 13.03.2017), Малиновской Л.В. (доверенность от 01.08.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Ритуал" и муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика по содержанию кладбищ"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.12.2016, принятое судьей Никифоровой Г.М., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А17-4566/2016
по заявлениям открытого акционерного общества "Ритуал" (ИНН: 3702691315, ОГРН: 1133702002785) и муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика по содержанию кладбищ" (ИНН: 3702667513, ОГРН: 1123702005569)
о признании незаконными решения и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (ИНН: 3728012720, ОГРН: 1023700560619),
третьи лица - Управление благоустройства администрации города Иваново, индивидуальный предприниматель Фролова Мария Николаевна (ИНН: 370256881199, ОГРН ИП: 309370228200031), общество с ограниченной ответственностью "Бюро ритуальных услуг" (ИНН: 3329037850, ОГРН: 1063340014000), общество с ограниченной ответственностью "Федеральный похоронный дом" (ИНН: 4401112164, ОГРН: 1104401007413), общество с ограниченной ответственностью "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (ИНН: 3702559204, ОГРН: 1083702015000),
и установил:
открытое акционерное общество "Ритуал" (далее - ОАО "Ритуал", Общество) и муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика по содержанию кладбищ" (далее - МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ", Учреждение) обратились в Арбитражный суд Ивановской области с заявлениями о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 15.03.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 02-16/2015-02, в соответствии с которым действия Общества и Учреждения признаны нарушающими требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), а также выданных на основании данного решения в адрес каждого из заявителей обязательных для исполнения предписаний от 15.03.2016 N 02-16/2015-02-02 и N 02-16/2015-02-01 соответственно.
Указанные заявления приняты к производству арбитражного суда, по ним возбуждены производства по делам N А17-4566/2016 и А17-4627/2016, которые объединены в одно производство для их совместного рассмотрения по делу N А17-4566/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление благоустройства администрации города Иваново, индивидуальный предприниматель Фролова Мария Николаевна (далее - ИП Фролова М.Н.), общество с ограниченной ответственностью "Бюро ритуальных услуг" (далее - ООО "Бюро ритуальных услуг"), общество с ограниченной ответственностью "Федеральный похоронный дом" (далее - ООО "Федеральный похоронный дом"), общество с ограниченной ответственностью "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов").
Решением суда первой инстанции от 13.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.03.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Ритуал" и МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить их.
Ссылаясь на статьи 69.1, 69.2, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 3, 13, 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), статью 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Учреждение считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, создание семейных (родовых) захоронений на территории муниципальных кладбищ не является муниципальной нуждой. Условия инвестиционного договора от 02.04.2014 N 1 не предусматривали использование на реконструкцию муниципальных кладбищ субсидий, предоставленных из муниципального бюджета и иных средств. МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" указывает, что не нарушало статью 16 Закона о защите конкуренции.
Общество в кассационной жалобе полагает незаконными принятые судебные акты. Заявитель считает, что суды неправильно применили положения Федеральных законов N 135-ФЗ и 44-ФЗ. Вывод судов о том, что между сторонами было достигнуто антиконкурентное соглашение, которое ограничило свободную конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг и исключило доступ участников на указанный рынок, является неверным и не подтвержден соответствующими доказательствами. При проведении торгов на право заключения инвестиционного контракта были соблюдены нормы действующего законодательства. Общество полагает, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение Управления являлось повторным, вынесенным по единому нарушению, так как по факту заключения между Учреждением и Обществом антиконкурентного соглашения, ограничивающего доступ хозяйствующих субъектов на товарный рынок оказания ритуальных услуг в период 2014-2015 годов, антимонопольным органом уже было вынесено решение от 09.04.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 02-16/2015-01.
Подробно доводы заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны их представителями в судебном заседании.
Управление, ООО "Федеральный похоронный дом", ИП Фролова М.Н. в отзывах возразили относительно доводов заявителей.
Управление и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2014 году по инициативе МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" состоялся открытый конкурс на право заключения инвестиционного договора на создание и реконструкцию инфраструктуры муниципальных кладбищ города Иванова.
Победителем открытого конкурса стало ОАО "Ритуал", которое являлось специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Иваново (договор о наделении ОАО "Ритуал" статусом специализированной службы от 12.09.2012, заключенный Управлением благоустройства администрации города Иваново и Обществом).
По итогам конкурса 02.04.2014 МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" (организатор) и ОАО "Ритуал" (инвестор) заключили инвестиционный договор, предметом которого согласно пункту 2.1 являлась совместная реализация сторонами инвестиционного проекта по реконструкции объекта на условиях и в порядке, определенных договором.
Разделом 4 инвестиционного договора определены права и обязанности сторон.
Среди обязанностей организатора установлены следующие: оказывать инвестору необходимое содействие в подготовке документации по договору в рамках своей компетенции (пункт 4.1.2); обеспечить оформление необходимых для реализации инвестиционного проекта документов, в том числе в отношении объекта инвестиций (пункт 4.1.3); передать инвестору для осуществления инвестиционной реконструкции объекта в соответствии с договором объект инвестиций (пункт 4.1.4).
Инвестор, в свою очередь, обязан обеспечить за счет собственных или привлеченных (заемных) средств финансирование инвестиционного проекта в объеме, равном сумме инвестиционного предложения, в сроки, определенные договором. Используя инвестиции, обеспечить реализацию инвестиционного проекта (пункт 4.3.1); принять на себя функции заказчика-застройщика (при необходимости выполнения работ капитального характера) и выполнять их на период реализации договора (пункт 4.3.2); привлекать к выполнению подрядных работ организации, имеющие соответствующие лицензии (пункт 4.3.3); организовать производство работ подрядчиками, в случае их привлечения обеспечить процесс инвестиционной реконструкции материалами и оборудованием (пункт 4.3.4); управлять инвестиционной реконструкцией, осуществлять контроль за ее ходом в строгом соответствии с проектной документацией и условиями договора, в соответствии со СНиП, техническими регламентами, иными правилами производства строительно-монтажных работ (пункт 4.4.5). Инвестор должен создать участки семейных и родовых захоронений на муниципальных кладбищах; построить заборы на кладбищах, завезти грунт для планировки создания новых мест захоронений, осуществить строительство и реконструкцию асфальтового покрытия дорог и кладбищ.
Согласно акту на выполнение работ по созданию участков семейных и родовых захоронений на муниципальных кладбищах от 30.09.2014 в рамках исполнения инвестиционного контракта ОАО "Ритуал" произвело планировку земельных участков и установку типовых намогильных сооружений на кладбище с. Богородское; планировку земельных участков и установку типовых намогильных сооружений на кладбище в районе с. Ново-Талицы; планировку земельных участков и установку типовых намогильных сооружений на кладбище в м. Соснево.
По акту от 06.11.2015 Обществом выполнены аналогичные работы на кладбищах с. Богородское, с. Ново-Талицы и м. Балино.
Учитывая фактическую передачу Обществу муниципальных кладбищ в районе с. Богородское, с. Ново-Талицы, м. Балино и м. Соснево, а также последующую реализацию инвестором обустроенных им мест погребения, антимонопольный орган в действиях ОАО "Ритуал" и МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" усмотрел признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в связи с чем приказом руководителя Управления от 18.06.2015 N 048 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 02-16/2015-2.
В ходе комиссионного рассмотрения указанного дела Управление установило, что Учреждение наделено полномочиями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений; Общество является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории города Иваново. Кроме того, ОАО "Ритуал" осуществляет предпринимательскую деятельность: погребение умерших и оказание услуг по погребению, оказание ритуальных услуг, обеспечение гарантий погребения.
На запросы Управления ИП Фролова М.Н., ИП Гранаткина Г.И. и ООО "Бюро ритуальных услуг" представили письменную информацию, из которой следует, что данные лица не оказывают самостоятельно услугу по погребению на участке семейного или родового захоронения. Оформление заказа осуществляется всегда через ОАО "Ритуал", так как участки семейных и родовых захоронений обустраиваются именно им. Хозяйствующие субъекты указали, что Общество в результате заключения инвестиционного договора с Учреждением получило возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (ритуальные/похоронные услуги) на товарном рынке. Хозяйствующие субъекты - конкуренты ОАО "Ритуал" лишены возможности не только оказывать услуги по погребению на участке семейного или родового захоронения, но и не имеют возможности оказать клиенту услугу по обустройству такого участка, так как погребение осуществляется только на уже обустроенном именно Обществом участке.
На основе анализа представленных указанными хозяйствующими субъектами копий счетов-заказов за 2014 - 2016 годы, а также книг учета захоронений и расписок физических лиц комиссией Управления выявлено, что клиенты указанных исполнителей во всех случаях оплачивали стоимость ритуальных услуг по обустройству мест родовых и семейных захоронений исключительно Обществу, а не самим исполнителям; взимание платы за установленное ранее металлическое ограждение осуществлялось ОАО "Ритуал" и в случае, если погребение осуществлялось на иных участках семейных и родовых захоронений, которые не были предметом инвестиционного договора.
ИП Фролова М.Н., ИП Гранаткина Г.И., ООО "Бюро ритуальных услуг" и ООО "Федеральный похоронный дом" к погребению на городских кладбищах не допускались.
Погребение на участках сервисных и семейных захоронений осуществлялось Обществом и до заключения инвестиционного договора. Таким образом, участки захоронений, которые инвестор должен был обустроить, были созданы заранее, что признано Управлением противоречащим смыслу открытого конкурса.
В ходе исследования обстоятельств проведения открытого конкурса на право заключения инвестиционного договора, состоявшегося в апреле 2014 года, антимонопольный орган осуществил осмотр сайта http://torgi.gov.ru, на котором, согласно пояснениям Управления благоустройства администрации города Иваново, а также ООО "Обелиск" и ООО "Ритуал-93", поименованных в качестве участников конкурса, размещалось извещение о проведении торгов, однако поиск по наименованию торгов или по наименованию заказчика без информации о номере извещения осуществить не удалось.
В этой связи сделан вывод о том, что информацией о конкурсе на право заключения инвестиционного договора могли располагать лишь лица, имеющие доступ к номеру извещения; ни организатор конкурса, ни ОАО "Ритуал", ни его участники не имели намерения реально проводить конкурс; информация о нем доведена до сведения узкого круга лиц, не имеющих заинтересованности в участии в нем. При этом принято во внимание, что часть работ к моменту размещения извещения о проведении открытого конкурса Общество уже выполнило.
Критерии оценки конкурса признаны Управлением свидетельствующими о его проведении в интересах конкретного хозяйствующего субъекта - ОАО "Ритуал".
Цель проведения конкурса усмотрена антимонопольным органом не в решении вопроса по реконструкции территорий городских кладбищ, а в придании законности деятельности Общества по обустройству сервисных участков с предоставлением только ему права осуществлять погребение на них и получать с граждан плату за работы по их благоустройству.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что под видом работ по благоустройству территорий городских кладбищ Общество получило реальную возможность распоряжаться земельными участками, расположенными на территориях общественных кладбищ города Иваново.
Исходя из того, что работы по благоустройству мест семейных и родовых захоронений являются муниципальной нуждой, Управление признало, что финансирование затрат на содержание кладбищ должно было производиться путем заключения контракта в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ.
Кроме того, принимая во внимание, что общественные кладбища и земельные участки для погребения на них не могут быть переданы хозяйствующему субъекту, они не могут быть предметом гражданско-правовых сделок и служить средством получения прибыли (дохода) коммерческой организации, заключение инвестиционного договора, в результате которого Общество фактически реализует обустроенные им места погребения, признано недопустимым. Подтверждением неправомерности действий по заключению инвестиционного договора антимонопольным органом признано и отсутствие положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы, без которых реконструкция кладбищ не допускается.
Комиссия Управления по результатам рассмотрения материалов дела N 02-16/2015-02 приняла решение от 14.03.2016 (в полном объеме изготовлено 15.03.2016), в соответствии с которым действия ОАО "Ритуал" и МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ", выразившиеся в достижении соглашения о предоставлении Обществу возможности создавать участки семейных и родовых захоронений на кладбищах города Иваново и взимать с граждан оплату за погребение на обустроенном им участке, признаны нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции.
На основании данного решения в адрес Общества и Учреждения выданы обязательные для исполнения предписания N 02-16/2015-02-02 и 02-16/2015-02-01 соответственно, согласно которым Учреждению и Обществу предложено прекратить реализацию соглашения о предоставлении только ОАО "Ритуал" возможности создавать участки семейных и родовых захоронений на кладбищах города Иваново и оказывать ритуальные услуги по погребению на таких участках.
Общество и Учреждение не согласились с решением и предписаниями антимонопольного органа и обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 16, 18, 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), статьями 4, 16, 22, 23, 25.3, 45.1 Закона о защите конкуренции, статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решения и предписаний Управления и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются только такие соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон N 8-ФЗ, который также устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В статье 6 названного закона определено, что исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Статьей 9 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1).
Указанные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 2).
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона N 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание услуг по погребению. Устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Федеральный закон N 8-ФЗ не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Суды посчитали, что само по себе наличие у ОАО "Ритуал" статуса специализированной службы, которым оно наделено в силу заключенного с Управлением благоустройства администрации города Иваново договора от 12.09.2012, не предоставляет Обществу каких-либо преимуществ в сфере оказания ритуальных услуг перед иными хозяйствующими субъектами, которые также вправе свободно действовать на данном рынке.
Суды установили, что рынок ритуальных услуг на территории города Иванова является конкурентным; помимо ОАО "Ритуал" свои услуги населению в числе прочих оказывают ИП Фролова М.Н., ООО "Бюро ритуальных услуг", ООО "Федеральный похоронный дом".
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 данного закона.
На основании пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 21 Федерального закона N 8-ФЗ).
Пунктом 6.2 Указа Губернатора Ивановской области от 04.02.2005 N 13-уг "О мерах по реализации на территории Ивановской области Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" закреплено, что на территории Ивановской области гражданам могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений по разрешению органа местного самоуправления.
Пунктом 7 названного Указа установлен размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего, чтобы гарантировать погребение на этом же участке умершего супруга или близкого родственника, не более 2 x 3 метров.
Из условий заключенного между Обществом и Учреждением инвестиционного договора от 02.04.2014 N 1, технического задания на 2014 год, акта выполненных работ от 30.09.2014 видно, что ОАО "Ритуал" проводило работы по планировке и обустройству земельных участков семейных (родовых) захоронений различных размеров (2,5 х 2,0; 3,0 х 2,2 метра), а также установке типовых намогильных сооружений на указанных участках на кладбищах в районе с. Богородское, с. Ново-Талицы, м. Соснево. Установка типовых намогильных сооружений на земельных участках семейных (родовых) захоронений представляет собой установленное металлическое ограждение размера (2,5 х 2,0; 3,0 х 2,2 метра).
При этом в случае изъявления гражданами желания захоронить умершего родственника на земельном участке семейного (родового) захоронения гражданин должен оплатить Обществу стоимость установленного им металлического ограждения размера (2,5 х 2,0; 3,0 х 2,2 метра). Иным способом получить возможность организовать погребение умершего на таком земельном участке, в том числе воспользовавшись услугами иных лиц, не имеется.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения Закона N 8-ФЗ, не исключающего возможность осуществления данной деятельности другими коммерческими организациями, сложившуюся на рынке ритуальных услуг города Иваново ситуацию, суды установили, что в рассматриваемом случае между МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" и ОАО "Ритуал" имело место антиконкурентное соглашение, ограничивающее свободную конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг, а также обеспечившее Общество постоянным источником прибыли за счет реализации гражданам заранее обустроенных им самим участков мест семейного (родового) захоронения на муниципальных кладбищах, доступ к которым для иных участников рынка был исключен.
Факт нарушения требования статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ подтверждается инвестиционным договором от 02.04.2014 N 1, книгами учета захоронений МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ", из которых видно, что Общество создавало и реализовывало участки с разрешения Учреждения еще до заключения инвестиционного договора; счетами-заказами на погребение; заявлениями граждан на выделение земельных участков на кладбищах; пояснениями представителя Общества, данными на стадии комиссионного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, относительно взимания ОАО "Ритуал" стоимости ранее установленного на участке металлического ограждения; актами осмотра интернет-сайта, из которых следует, что извещение о проведении конкурса не размещалось в публичном доступе.
Суды правомерно отклонили доводы Общества об исключении последнего доказательства из числа доказательств по делу по причине его получения с нарушением требований статьи 25.3 Закона о защите конкуренции.
Содержащиеся в данной статье нормы регламентируют порядок проведения антимонопольным органом проверок соблюдения антимонопольного законодательства (плановые, внеплановые) и не распространяют свое действие на процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Суды установили, что осмотр интернет-сайта для размещения информации о торгах проведен сотрудниками Управления без извещения заинтересованных лиц и в их отсутствие с целью предотвращения изменения или удаления информации. В ходе осмотра выявлено, что извещение о проведении открытого конкурса на право заключения инвестиционного договора было размещено в ограниченном доступе, что в совокупности с частичным выполнением Обществом работ еще до заключения договора обоснованно расценено судами как обстоятельство, подтверждающее проведение торгов в интересах конкретного хозяйствующего субъекта.
Заявители некорректное размещение соответствующего извещения на сайте в сети Интернет не отрицают, однако полагают, что ответственным лицом является организатор проведения конкурса - ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов". Указанное обстоятельство не являлось предметом оценки при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку в любом случае не опровергает вывод о необеспечении прозрачности процедуры торгов.
Суды обоснованно посчитали, что нарушение антимонопольного запрета в рассматриваемом случае выразилось не в заключении между Обществом и Учреждением инвестиционного договора от 02.04.2014 N 1, а в достижении между ними соглашения о предоставлении ОАО "Ритуал" возможности создавать участки семейных и родовых захоронений и взимать с граждан плату за погребение на обустроенном участке.
Отсутствие в решении Управления результатов исследования вопроса о наличии у конкурентов Общества, оказывающих услуги на рынке ритуальных услуг города Иваново, реальной финансовой возможности исполнения инвестиционного контракта не свидетельствует об отсутствии вмененного нарушения.
Суды установили, что действиями заявителей по достижению антиконкурентного соглашения был исключен доступ иных лиц на конкурентный товарный рынок и они были лишены возможности выполнять соответствующие работы (оказывать услуги).
Ссылка ОАО "Ритуал" на то, что по факту заключения между Учреждением и Обществом антиконкурентного соглашения, ограничивающего доступ хозяйствующих субъектов на товарный рынок оказания ритуальных услуг в период 2014-2015 годов, антимонопольным органом уже было вынесено решение от 09.04.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 02-16/2015-01, а оспариваемое в рамках настоящего дела решение Управления является повторным, вынесенным по единому нарушению, правомерно отклонена судами в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 44 Федерального закона N 135-ФЗ наличие ранее возбужденного дела по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением или материалами, является основанием для принятия антимонопольным органом решения об отказе в возбуждении дела.
Решением Управления от 09.04.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 02-16/2015-01 действия МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" и ОАО "Ритуал", выразившиеся в достижении и реализации соглашения, предметом которого является обеспечение ОАО "Ритуал" преимущественных условий деятельности при оказании ритуальных (похоронных) услуг (услуг по погребению) в городе Иваново и которое привело к созданию ИП Фроловой М.Н. и ООО "Бюро ритуальных услуг" препятствий при осуществлении хозяйственной деятельности на товарном рынке по оказанию ритуальных (похоронных) услуг (услуг по погребению) в городе Иваново, признаны нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем обстоятельства совершения правонарушений, исследованные Управлением в рамках дел N 02-16/2015-01 и 02-16/2015-02, не являются идентичными. Из решения Управления от 09.04.2015 по делу N 02-16/2015-01 следует, что ограничение конкуренции на товарном рынке вследствие заключения антиконкурентного соглашения выразилось в создании препятствий оказывать услуги по копке могил на городских кладбищах, услуги по переносу гроба, рытью могил в стесненных условиях; оцениваемый в рамках настоящего дела инвестиционный договор не являлся ни формой нарушения антимонопольного запрета, ни результатом достижения соглашения, которое признано нарушающим статью 16 Закона о защите конкуренции в рамках дела N 02-16/2015-01.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что в рассматриваемом случае имело место совершение Обществом и Учреждением на одном товарном рынке двух самостоятельных нарушений, требующих исследования различных действий и принятия по ним самостоятельных решений. Оснований для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-16/2015-02 у антимонопольного органа не имелось.
Из оспариваемого решения следует, что недействительность инвестиционного договора от 02.04.2014 комиссией Управления не устанавливалась, нарушения Федерального закона N 44-ФЗ МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" и ОАО "Ритуал" не вменялись. Оспариваемыми предписаниями Обществу и Учреждению предложено прекратить реализацию соглашения о предоставлении только ОАО "Ритуал" возможности создавать участки семейных и родовых захоронений на кладбищах города Иваново и оказывать ритуальные услуги по погребению на таких участках, а не расторгнуть инвестиционный договор, в связи с чем соответствующие доводы жалоб отклоняются.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа соответствовали действующему законодательству и не нарушали права заявителей в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационных жалоб, по сути, повторяющие доводы, заявленные в предыдущих судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем у суда округа отсутствуют основания для иной оценки.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационных жалоб подлежат отнесению на Учреждение и Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.12.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 по делу N А17-4566/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "Ритуал" и муниципального бюджетного учреждения "Служба заказчика по содержанию кладбищ" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб отнести на открытое акционерное общество "Ритуал" и муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика по содержанию кладбищ".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Управления от 09.04.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 02-16/2015-01 действия МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" и ОАО "Ритуал", выразившиеся в достижении и реализации соглашения, предметом которого является обеспечение ОАО "Ритуал" преимущественных условий деятельности при оказании ритуальных (похоронных) услуг (услуг по погребению) в городе Иваново и которое привело к созданию ИП Фроловой М.Н. и ООО "Бюро ритуальных услуг" препятствий при осуществлении хозяйственной деятельности на товарном рынке по оказанию ритуальных (похоронных) услуг (услуг по погребению) в городе Иваново, признаны нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем обстоятельства совершения правонарушений, исследованные Управлением в рамках дел N 02-16/2015-01 и 02-16/2015-02, не являются идентичными. Из решения Управления от 09.04.2015 по делу N 02-16/2015-01 следует, что ограничение конкуренции на товарном рынке вследствие заключения антиконкурентного соглашения выразилось в создании препятствий оказывать услуги по копке могил на городских кладбищах, услуги по переносу гроба, рытью могил в стесненных условиях; оцениваемый в рамках настоящего дела инвестиционный договор не являлся ни формой нарушения антимонопольного запрета, ни результатом достижения соглашения, которое признано нарушающим статью 16 Закона о защите конкуренции в рамках дела N 02-16/2015-01.
...
Из оспариваемого решения следует, что недействительность инвестиционного договора от 02.04.2014 комиссией Управления не устанавливалась, нарушения Федерального закона N 44-ФЗ МБУ "Служба заказчика по содержанию кладбищ" и ОАО "Ритуал" не вменялись. Оспариваемыми предписаниями Обществу и Учреждению предложено прекратить реализацию соглашения о предоставлении только ОАО "Ритуал" возможности создавать участки семейных и родовых захоронений на кладбищах города Иваново и оказывать ритуальные услуги по погребению на таких участках, а не расторгнуть инвестиционный договор, в связи с чем соответствующие доводы жалоб отклоняются."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июня 2017 г. N Ф01-2123/17 по делу N А17-4566/2016
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2123/17
20.03.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-456/17
13.12.2016 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-4566/16
24.06.2016 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-4566/16
15.06.2016 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-4566/16