г. Нижний Новгород |
|
07 июня 2017 г. |
Дело N А82-12978/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "81 центральная инженерная база"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.12.2016, принятое судьей Ландарь Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017, принятое судьями Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В., Черных Л.И., по делу N А82-12978/2016
по заявлению акционерного общества "81 центральная инженерная база" (ИНН: 7604159332, ОГРН: 1097604010437)
о признании недействительным приказа от 14.07.2016 N 739 Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)
и установил:
акционерное общество "81 центральная инженерная база" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 14.07.2016 N 739 об отмене установленной скидки к страховому тарифу на обязательное социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.12.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что отмена предоставленной скидки к страховому тарифу является незаконной, поскольку в действующем законодательстве отсутствуют нормативные положения, устанавливающие порядок и основания отмены уже предоставленных скидок. Издание приказа от 29.10.2013 N 15019 об установлении Обществу скидки на 2014 год явилось следствием ненадлежащего исполнения Фондом возложенных на него обязанностей, поэтому наступление для страхователя негативных последствий в виде доначисления страховых вносов является незаконным. Кроме того, заявитель указывает, что на момент издания оспариваемого ненормативного правового акта приказ от 29.10.2013 N 15019 утратил силу.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 16.10.2013 обратилось в Фонд с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год.
Рассмотрев данное заявление, Фонд издал приказ от 29.10.2013 N 15019 об установлении Обществу скидки к страховому тарифу на 2014 год.
Установив в ходе контрольных мероприятий, что уплата страховых взносов производилась Обществом несвоевременно, Фонд издал приказ от 14.07.2016 N 739 об отмене приказа от 29.10.2013 N 15019.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа от 14.07.2016 N 739.
Руководствуясь статьями 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, Арбитражный суд Ярославской области признал законным оспариваемый ненормативный акт Фонда и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты и действия органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховщики имеют право, в том числе, проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны, в том числе, обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право, в том числе, устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
На основании пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
Согласно пункту 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила), условием рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки является, в том числе, своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество допустило несвоевременную уплату страховых взносов за январь и февраль 2013 года.
Данное обстоятельство Обществом не оспорено и документально не опровергнуто.
Таким образом, Обществу не могла быть предоставлена скидка к страховому тарифу на 2014 год, в связи с чем приказ от 29.10.2013 N 15019 об установлении скидки не соответствует требованиям Правил.
При таких обстоятельствах Фонд правомерно отменил приказ от 29.10.2013 N 15019, как не соответствующий действующему законодательству.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным приказа от 14.07.2016 N 739.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.12.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А82-12978/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "81 центральная инженерная база" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на акционерное общество "81 центральная инженерная база".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право, в том числе, устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
На основании пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
...
Согласно пункту 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила), условием рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки является, в том числе, своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июня 2017 г. N Ф01-1928/17 по делу N А82-12978/2016