г. Нижний Новгород |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А28-12106/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 31.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Чернышова Д.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Пермское" на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2017, принятое судьей Волковой С.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., по делу N А28-12106/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
в лице обособленного подразделения "Пермское" (ИНН: 7704307993, ОГРН: 1157746180305)
о признании незаконным отказа администрации города Кирова в установлении платы за содержание и ремонт многоквартирных жилых домов и общежития государственного жилого фонда на территории муниципального образования "Город Киров" на 2016 год
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Пермское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Кирова (далее - Администрация) в установлении платы за содержание и ремонт многоквартирных жилых домов и общежития государственного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Киров" на 2016 год, указанного в письме от 01.08.2016 N 6952-04-01, и обязании ответчика принять решение об установлении на 2016 год размера платы за содержание и ремонт многоквартирных жилых домов и общежития государственного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Киров", находящегося в управлении у заявителя по договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05.
Арбитражный суд Кировской области решением от 06.03.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить обжалованные решение и постановление ввиду несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на нарушение оспариваемым решением Администрации прав и законных интересов Общества как управляющей компании в сфере осуществления деятельности по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилом фонде; при принятии постановления от 27.11.2014 N 5098-П Администрация не владела расчетными данными для установления размера платы за содержание жилых помещений.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация сослалась на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросила отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) и Общество заключили договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, от 27.07.2015 N 2- УЖФ-05, в соответствии с которым управляющая компания обязалась оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма специализированного жилого фонда и членам их семей в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: город Киров, дома N 62, 64 и 66 по улице Московской, N 119, 121 (инвентарный N 37), 121 (инвентарный 38) и 121а по Октябрьскому проспекту, N 79 по улице Герцена, N 63, 63а, 63б и 63в по улице Щорса и N 10 по Студенческому проезду.
Общество 17.05.2016 обратилось в Администрацию с письмом об установлении дифференцированно для каждого многоквартирного дома из числа указанных выше размера платы на основании представленных расчетов, которые сформированы в соответствии с региональными стандартами на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда, переданного в управление и обслуживание Обществу.
В письме от 01.08.2016 N 6952-04-01 Администрация отказала в установлении размера платы за содержание жилого помещения для многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, со ссылкой на действующее постановление Администрации от 27.11.2014 N 5098-П, которым установлен размер платы за содержание жилых помещений муниципального образования "город Киров" в разрезе групп домов на основании расчета затрат управляющих компаний города Кирова, в том числе обсуживающих жилой фонд Министерства.
Посчитав принятое Администрацией решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
В статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
На основании части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.
Суды установили, что Администрация приняла постановление от 27.11.2014 N 5098-П "Об установлении размера платы за содержание жилых помещений муниципального образования "Город Киров", согласно которому установлен и введен в действие с 01.03.2015 размер платы за содержание жилого помещения, в том числе для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда согласно приложению к указанному постановлению.
Размер платы за содержание установлен данным постановлением в разрезе групп домов. Плата за содержание жилого помещения дифференцирована по видам благоустройства и сформирована с учетом минимального перечня услуг, работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения". Указанное постановление Администрации является действующим, в установленном законом порядке не обжаловалось и не признано недействительным.
Следовательно, обязанность Администрации по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, в том числе и жилого фонда Министерства, находящегося в городе Кирове, исполнена в соответствии с действующим законодательством.
Оснований для установления размера платы для каждого многоквартирного дома у Администрации не имелось. Обязанности повторного установления или изменения ранее установленного размера платы за содержание жилого помещения индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании обращения управляющей организации действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного обе судебные инстанции, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого отказа Администрации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом и отклонены как несостоятельные, поскольку они основаны на неверном понимании и толковании действующего законодательства и обстоятельств дела, и по существу сводятся к несогласию подателя жалобы с исследованными по делу доказательствами и установленными обстоятельствами, что не свидетельствует о наличии в обжалованных судебных актах нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, и не является основанием для их отмены.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 по делу N А28-12106/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Пермское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
...
Размер платы за содержание установлен данным постановлением в разрезе групп домов. Плата за содержание жилого помещения дифференцирована по видам благоустройства и сформирована с учетом минимального перечня услуг, работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения". Указанное постановление Администрации является действующим, в установленном законом порядке не обжаловалось и не признано недействительным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 июля 2017 г. N Ф01-2743/17 по делу N А28-12106/2016