г. Нижний Новгород |
|
19 сентября 2017 г. |
Дело N А38-1303/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Хлебниковой Н.С. (доверенность от 11.09.2017),
от заинтересованного лица: Ершовой Г.С. (доверенность от 10.04.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.04.2017, принятое судьей Камаевой А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В., по делу N А38-1303/2017
по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Медико-санитарная часть N 1"
о признании незаконными решения в части и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25.01.2017 по делу N 02-06/11-17,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Сервисстрой", общество с ограниченной ответственностью "Офис-стиль", индивидуальный предприниматель Никитина Светлана Васильевна,
и установил:
государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Медико-санитарная часть N 1" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными решения в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) от 25.01.2017 по делу N 02-06/11-17 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сервисстрой" (далее - ООО "Сервисстрой"), общество с ограниченной ответственностью "Офис-стиль" (далее - ООО "Офис-Стиль"), индивидуальный предприниматель Никитина Светлана Васильевна (далее - Предприниматель).
Суд решением от 10.04.2017 удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.07.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, описание объекта закупки носит необъективный характер; в действиях единой комиссии заказчика установлены признаки нарушения пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а именно: допуск к участию в электронном аукционе участников закупки с порядковыми номерами заявок 6 и 7; в действиях заказчика имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: нарушены правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 данного Федерального закона; требование о декларировании участником закупки его соответствия требованиям, указанным в пункте 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, установлено заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
ООО "Сервисстрой", ООО "Офис-Стиль" и Предприниматель отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Марий Эл.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение (заказчик) разместило в сети Интернет извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту отделения эндоскопии и правого крыла неврологии стационара Учреждения и документацию об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 17.01.2017 для участия в аукционе подано 9 заявок. К участию в электронном аукционе допущены заявки под номерами 6 и 7. Участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3 (ООО "Офис-стиль"), 4, 5, 8, 9 (Предприниматель) было отказано в допуске к участию в аукционе.
В протоколе от 25.01.2017 по результатам рассмотрения единой комиссией заказчика вторых частей заявок участников указано, что заявки с номерами 6 и 7 признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем аукциона признано ООО "Сервисстрой" (заявка с порядковым номером 6).
В Управление 18.01.2017 и 19.01.2017 поступили жалобы ООО "Офис-Стиль" и Предпринимателя на действия единой комиссии заказчика при рассмотрении первых частей заявок по неправомерному отказу в допуске к участию в аукционе.
По итогам рассмотрения жалоб и проведения внеплановой проверки процедуры закупки Управление приняло решение от 25.01.2017 по делу N 02-06/11-17, согласно которому признало жалобу ООО "Офис-Стиль" необоснованной (пункт 1), жалобу Предпринимателя - частично обоснованной (пункт 2), Учреждение - нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 3), единую комиссию Учреждения - нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 4), а также приняло решение выдать Учреждению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок (пункт 5), и передать материалы дела N 02-06/11-17 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в части пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 6).
Управление выдало Учреждению предписание от 25.01.2017, согласно которому Учреждению необходимо устранить нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, для чего в срок до 13.02.2017 отменить электронный аукцион N 0308300014216000210 и провести в случае необходимости данную закупку заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе; отменить электронный аукцион N 0308300014216000210 в случае, если отсутствует необходимость в проведении данной закупки.
Учреждение не согласилось с решением в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6 и предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 3 статьи 13, пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 33, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66, пункту 2 части 22 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - Информационное письмо N 101), Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о том, что решение в оспоренной части и предписание Управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Учреждения, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установили суды, в пункте 12 таблицы материалов Технического задания заказчик установил требования к листам гипсокартонным, в том числе "вид должен быть обычный; влагостойкий".
Согласно пункту 4.1 ГОСТа 6266-97 "Листы гипсокартонные. Технические условия" листы гипсокартонные в зависимости от свойств и области применения подразделяются в том числе на следующие виды: обычные (ГКЛ), влагостойкие (ГКЛВ).
В силу пункта 3.3.4 документации об аукционе при составлении предложения о конкретных показателях товара, используемого при выполнении работ, участникам закупки следует указать полный перечень конкретных показателей этого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме. Согласно правилам чтения символов ";" (точка с запятой) следует читать как "или".
Следовательно, участнику закупки при заполнении первой части заявки необходимо выбрать один из двух предложенных заказчиком в Техническом задании видов гипсокартонных листов.
Локальный ресурсный сметный расчет (приложение 1 к Техническому заданию) в части устройства подвесных потолков (пункты 2, 3, 169) и зашивки проемов по металлическому каркасу (пункт 174) составлен в соответствии с Государственными элементными сметными нормами (ГЭСН) 10-05-002-01.
Таким образом, на основании данного локального ресурсного сметного расчета определяются виды работ, затраты на них, включая материалы, и сметная стоимость. При этом наименование материалов, которые должны быть использованы при выполнении определенного вида работ, указывается без конкретных функциональных, технических и качественных характеристик. Такие характеристики указаны заказчиком в таблице материалов Технического задания аукционной документации.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что заказчик в документации об электронном аукционе надлежащим образом определил технические, характеристики используемого материала, как того требуют положения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, и признали необоснованным вывод Управления о том, что описание объекта закупки носит необъективный характер и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как видно из материалов дела, в пункте 36 Технического задания указаны конкретные технические требования к краскам масляным мумия/сурик железный, в том числе массовая доля пленкообразующего вещества не менее 12,4 процента.
Согласно инструкции заказчика по заполнению заявки на участие в электронном аукционе символ "/" (косая черта) следует читать как "и". Таким образом, заказчику для выполнения работ требуются обе марки краски масляной - мумия и сурик железный.
В текстовой части Технического задания указано, что применяемые материалы должны соответствовать государственным стандартам, в том числе ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густонатертые", ГОСТ 10503-71 "Краски масляные", которые действуют на территории Российской Федерации и противоречащими друг другу не признаны.
Довод Управления о том, что заказчику необходимо конкретно указывать, каким именно ГОСТом нужно руководствоваться участникам закупки для указания характеристик красок масляных, в противном случае заказчик вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе, был рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
Массовая доля пленкообразующего вещества в обоих ГОСТах, для обеих марок красок более 12,4 процента, поэтому, как верно указали суды, представление конкретных показателей по любому из ГОСТов будет соответствовать требованиям, указанным в пункте 36 Технического задания.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что описание объекта закупки в части требований к масляной краске не нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 и статью 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Кроме того, данная норма Федерального закона N 44-ФЗ не обязывает заказчика указывать в документации, какой ГОСТ использовал заказчик при описании каждого материала, а лишь предписывает при описании объекта закупки использовать показатели, установленные документами о стандартизации.
С учетом изложенного вывод судов о том, что Управление не доказано нарушение заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, а единой комиссией заказчика - пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, является верным.
Суды исследовали вывод Управления в мотивировочной части оспариваемого решения о том, что жалоба Предпринимателя является обоснованной в части неправомерного допуска к участию в аукционе участников закупки под номерами 6, 7 ввиду предоставления в первых частях заявок недостоверных сведений о характеристиках смесей сухих растворных "Ветонит" и шпаклевки "Фугенфюллер", и установили, что данная позиция сформулирована Управлением на основании писем ООО "Сен-Гобен Строительная Продукция Рус" и Казанского отделения южной сбытовой дирекции - филиала ООО "КНАУФ ГИПС".
Учреждение представило в материалы дела доказательства того, что смеси сухие растворные "Ветонит" с временем использования в течение 24 часов с момента смешивания с водой и шпаклевка "Фугенфюллер" (ФУГЕН), которая не трескается и не дает усадку, прочность на сжатие - 5,2 МПа, прочность на изгиб 2,7 - МПа, жизнеспособность раствора - 30 минут, с максимальным размером фракции 1,5 миллиметра, имеются в продаже у поставщиков.
Более того, в оспариваемом решении Комиссия Управления указала, что Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает единую комиссию заказчика проверять предоставленную участниками электронного аукциона информацию на достоверность, в связи с чем в ее действиях нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части допуска участников закупки под номерами 6, 7 по указанным основаниям не выявлено.
При таких обстоятельствах вывод Управления о том, что жалоба Предпринимателя в данной части является обоснованной, был правомерно признан судами противоречащим фактическим обстоятельствам дела и правовым выводам Управления.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частью 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона (пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в пункте 3.3.5.2 документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным в том числе в пункте 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (участник закупки не является офшорной компанией).
Проверка сведений о том, что участник закупки не является офшорной компанией, осуществляется оператором электронной площадки на стадии аккредитации.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что требование о наличии в составе декларации информации о соответствии участника такого аукциона требованиям, определенным пунктом 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, не установлено.
Исследовав и оценив требования аукционной документации, суды правомерно посчитали, что установленное заказчиком требование о представлении во второй части заявки спорной декларации является излишним, а не незаконным, поскольку такое требование не нарушает права участников закупки.
Суды установили, что заказчиком достигнуты основные цели Федерального закона N 44-ФЗ, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ), в связи с чем признали необоснованным вывод Управления о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 449 ГК РФ, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ и разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенными в пункте 1 Информационного письма N 101, суды обоснованно признали отсутствующими правовые основания для принятия решения о выдаче обязательного для исполнения предписания и передаче материалов для возбуждения административного производства.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые решение в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6 и предписание Управления не соответствовали действующему законодательству, нарушали права и законные интересы заявителя, и удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по делу N А38-1303/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверка сведений о том, что участник закупки не является офшорной компанией, осуществляется оператором электронной площадки на стадии аккредитации.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что требование о наличии в составе декларации информации о соответствии участника такого аукциона требованиям, определенным пунктом 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, не установлено.
...
Суды установили, что заказчиком достигнуты основные цели Федерального закона N 44-ФЗ, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ), в связи с чем признали необоснованным вывод Управления о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 449 ГК РФ, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ и разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенными в пункте 1 Информационного письма N 101, суды обоснованно признали отсутствующими правовые основания для принятия решения о выдаче обязательного для исполнения предписания и передаче материалов для возбуждения административного производства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 сентября 2017 г. N Ф01-4205/17 по делу N А38-1303/2017