г. Нижний Новгород |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А79-3772/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.12.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Жегловой О.Н., Чиха А.Н.
при участии представителя
от истца: Яранцева Е.Н. по доверенности от 01.01.2017 N 08-01-13/003
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики Чувашии от 21.06.2017, принятое судьей Каргиной Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017, принятое судьями Долговой Ж.А., Вечкановым А.И., Логиновой О.А., по делу N А79-3772/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (ИНН: 2126003807, ОГРН: 1022100971210)
к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ишлейское" (ИНН: 2116000701, ОГРН: 1152135000764), администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (ИНН: 2116820246, ОГРН: 1022102433825)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики Чувашии с иском к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ишлейское" (далее Предприятие) и администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее Администрация) о взыскании в солидарном порядке 627 277 рублей 93 копеек задолженности по оплате постановленного в феврале 2017 года природного газа в рамках муниципального контракта на поставку природного газа от 12.11.2015 N р59-6-0279 и договора поставки газа от 23.12.2015 N р59-5-7109.
Иск основан на статьях 309, 310, 322, 532 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 21.06.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017, удовлетворил исковые требования, признав доказанным факты поставки газа и его неоплаты ответчиками. При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 309, 310, 322, 323, 361, 532, 539 - 547 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить решение от 21.06.2017 и постановление от 04.09.2017 и принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суды неправильно применили статью 532 Гражданского кодекса Российской Федерации. С точки зрения Администрации, органы местного самоуправления могут выдавать поручительство только в виде муниципальной гарантии. В рассматриваемом случае Администрация не выдавала муниципальную гарантию, поэтому условие договора, предусматривающее обязанность Администрации оплатить поставленный истцом газ при невыполнении такой обязанности Предприятием, является ничтожным в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Фактическим потребителем газа являлось Предприятие, которое подписывало акты поданного (принятого) газа. Администрация не совершала конклюдентных действий, свидетельствующих о потреблении газа и указывает, что в силу части 1 статьи 9, статьи 15 и части 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации к вопросам местного значения муниципального района относится организация газоснабжения, а не оплата поставленного третьему лицу (покупателю) природного газа.
По мнению Администрации, суды обеих инстанций не учли, что задолженность образовавшаяся в феврале 2017 года, не могла быть взыскана по договору поставки от 12.11.2015 N р59-6-0279, поскольку гражданско-правовые обязательства сторон по названному договору прекратились с 01.12.2016 в соответствии с частью 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации; на 2017 год подписан муниципальный контракт от 21.11.2016 N р59-6-0257 действия которого распространяются с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Представитель истца в судебном заседании отклонил доводы, приведенные в кассационной жалобе, и просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность оспоренных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество (поставщик) и Администрация (заказчик) заключили муниципальный контракт на поставку природного газа от 12.11.2015 N р59-6-0279 (в редакции изменений, внесенных дополнительными соглашениями от 15.12.2015 N 1 и от 29.12.2015 N 2), по условиям которого заказчик поручает, а поставщик осуществляет на возмездной основе поставку (передачу) природного газа для муниципальных нужд муниципального образования Чебоксарского района, в том числе для нужд муниципальных бюджетных учреждений Чебоксарского района. Поставка природного газа по указанию заказчика производится непосредственно получателям подведомственным заказчику организациям (учреждениям) и уполномоченным заказчиком организациям, указанным в реестре получателей (приложения 1 и 2 к муниципальному контракту), являющемся неотъемлемой частью настоящего контракта, в согласованных объемах, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (пункт 2.2 муниципального контракта).
Поставка газа получателям осуществляется на основании отдельных договоров поставки газа (дополнительных соглашений к ним), заключаемых между ними и поставщиком (пункт 2.3 муниципального контракта).
Из приложения 1 к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2015 N 2 следует, что к уполномоченным и подведомственным организациям-потребителям газа для муниципальных нужд Чебоксарского района относиться, в том числе, муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ишлейское".
Порядок расчетов за поставляемый природный газ определен сторонами в пунктах 3.4.3 и 5.1 муниципального контракта.
Общество (поставщик) и Предприятие (покупатель) на основании дополнительного соглашения от 29.12.2015 N 2 к муниципальному контракту от 12.11.2015 N р59-6-0279 заключеили договор поставки газа от 23.12.2015 N р59-5-7109, в рамках которого поставщик обязался поставлять с 01.01.2016 по 31.12.2016 газ горючий природный и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, до сетей газораспределительной организации АО "Газпром газораспределение Чебоксары" (далее ГРО) и обеспечивать его транспортировку силами ГРО до границ(ы) трубопроводов(а) ГРО, технологически связанных(ого) с точками подключения, принадлежащих покупателю, к газораспределительным сетям, а покупатель принимать (отбирать) газ с соблюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения в соответствии с приложением 1 к договору, и производить расчеты за него в соответствии с разделом 5 настоящего договора. Согласованный договорный объем поставки природного газа по договору составляет 1 497 807 куб. м на сумму 8 057 150 рублей 03 копейки (пункт 2.1 договора).
Общество в феврале 2017 года исполнило обязанностьи по поставке Предприятию природного газа, оказанию услуг по его транспортировке и снабженческо-сбытовых услуг, что подтверждено актом поданного-принятого газа от 28.02.2017 N 7109-Г, счетом-фактурой от 28.02.2017 N 10321, с указанием объема и стоимости потребленного в спорный период природного газа.
Всего в феврале 2017 года Общество поставило Предприятию 228 913 куб. м природного газа и оказало услуги по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги на сумму 1 272 277 рублей 93 копейки.
Неоплата поставленного за указанный период природного газа послужила основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Факты поставки природного газа, наличие и размер задолженности установлены судами, подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Предметом кассационного обжалования является несогласие Администрации с состоявшимися судебными актами в части взыскания с нее задолженности за неисполнение обязательств по оплате отпущенного природного газа в солидарном порядке.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (статья 525 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Из пункта 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании статьи 18 Закона о газоснабжении при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
Согласно пункту 2 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статья 532 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 361 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство может возникать на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств. Правила настоящего Кодекса о поручительстве в силу договора применяются к поручительству, возникающему на основании закона, если законом не установлено иное.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обеспеченного поручительством обязательства влечет солидарную ответственность поручителя и должника перед кредитором, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (статья 363 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия контракта и заключенного на его основании договора, суды установили, что договор и контракт заключены в целях обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Чебоксарского района, а Администрация является заказчиком, выступающим от имени муниципального образования.
Данное фактическое обстоятельство не противоречит имеющимся в деле документам и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приняв во внимание то обстоятельство, что в силу закона, а также по условиям муниципального контракта истец является муниципальным заказчиком, суды обоснованно признали, что в рассмотренном случае Администрация является поручителем в силу закона, в связи с чем у нее вознила солидарная ответственность по оплате всего объема поставляемого энергоресурса (статьи 361 и 532 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учитывая, что Предприятие не исполнило обязательство по оплате поставленного природного газа, а Администрация в силу закона и условий договора является лицом, отвечающим солидарно по обязательствам не исполненным покупателем, суды правомерно взыскали задолженность с Администрации в солидарном порядке.
При принятии судебных актов суды учли вступившее в законную силу судебные акты по делам N А79-1626/2016, А79-4857/2016, N А79-3315/2016.
Ссылка заявителя жалобы на то, что данное Администрацией поручительство может быть оформлено только путем выдачи муниципальной гарантии, отклонена судом кассационной инстанции, поскольку в рассмотренном деле возникшие между Обществом и Администрацией правоотношения носят иной правовой характер (параграф 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не подпадают под определение муниципальной гарантии.
Довод заявителя жалобы о том, что у истца отсутствовали достаточные основания для предъявления требований, поскольку Администрация не совершала конклюдентных действий, свидетельствующих о потреблении газа, а именно не подписывала акты поданного-принятого газа, подлежит отклонению.
Возникновение обязательственного правоотношения по оплате оказанных услуг связано с фактом их выполнения. Неподписание Администрацией актов поданного-принятого газа не свидетельствует об отсутствии факта поставки истцом газа и не является основанием для освобождения ответчика от оплаты поставленного ресурса.
Акт поданного-принятого газа, равно как и иные документы, подтверждает оказание услуг и представляет собой доказательство по делу, которое подлежит исследованию судом наравне с иными доказательствами.
Предприятие не исполнило обязательство по оплате поставленного природного газа, поэтому суды правомерно взыскали задолженность с Администрации в солидарном порядке.
Относительно прекращения гражданско-правовых обязательств сторон по договорам поставки газа от 12.11.2015 N р59-6-0279 суд округа отмечает следующее. Ответчики по истечении срока договора от 12.11.2015 продолжали производить отбор газа, таким образом, действие договора поставки газа продлено, что соответствует пункту 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацу 2 пункта 11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162. Правоотношения по новому договору поставки газа от 21.11.2016 стороны урегулировали лишь 22.06.2017.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов обеих инстанций и получили надлежащую оценку. Доводы Администрации относительно несогласия с произведенной судами оценкой доказательств и установленных фактических обстоятельств не могут являться основаниями для отмены судебных актов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.06.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017 по делу N А79-3772/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя жалобы на то, что данное Администрацией поручительство может быть оформлено только путем выдачи муниципальной гарантии, отклонена судом кассационной инстанции, поскольку в рассмотренном деле возникшие между Обществом и Администрацией правоотношения носят иной правовой характер (параграф 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не подпадают под определение муниципальной гарантии.
...
Относительно прекращения гражданско-правовых обязательств сторон по договорам поставки газа от 12.11.2015 N р59-6-0279 суд округа отмечает следующее. Ответчики по истечении срока договора от 12.11.2015 продолжали производить отбор газа, таким образом, действие договора поставки газа продлено, что соответствует пункту 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацу 2 пункта 11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162. Правоотношения по новому договору поставки газа от 21.11.2016 стороны урегулировали лишь 22.06.2017."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 декабря 2017 г. N Ф01-5803/17 по делу N А79-3772/2017