Знакомьтесь: новый вид обязательного страхования
Владельцам автомобилей скучать не приходится: к обязанности по уплате налога, введенной с 1 января этого года, прибавляется еще одна. До 1 июля 2003 года все владельцы транспортных средств должны застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами. Что же представляет собой новый вид страхования?
Зачем нужно страховать гражданскую ответственность
Виновники аварии должны возмещать пострадавшим ущерб, причиненный в результате ДТП. Такой порядок установлен положениями главы 59 ГК РФ. Компенсации подлежит как вред, причиненный имуществу потерпевших, так и вред, причиненный их здоровью и жизни. В результате размер компенсации может достигнуть значительной величины. Когда в аварию попадает служебный автомобиль, ущерб, как правило, возмещает организация. Разумеется, впоследствии деньги можно взыскать и с работника - виновника аварии. Однако получить их будет не так-то просто, особенно если сумма компенсации кратна годовому заработку работника.
Чтобы обезопасить себя от столь разорительных последствий, можно заключить договор страхования гражданской ответственности. Такая возможность предусмотрена в ГК РФ и Законе от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Согласно условиям договора возмещать ущерб пострадавшим будет не виновник аварии, а страховая компания (страховщик). Заключающие договор страхования ответственности организации или граждане (страхователи) уплачивают страховщикам вознаграждение (страховую премию). Зачастую такие договоры называют договорами страхования автогражданской ответственности.
Заметим, что тот, кто застраховал свою ответственность, никакого возмещения не получит, даже если его имуществу нанесен серьезный ущерб. Компенсация будет выплачиваться непосредственно лицам, пострадавшим по вине страхователя.
До сих пор автовладельцы сами решали, страховать им свою гражданскую ответственность или сэкономить, надеясь, что неприятности обойдут их стороной. Между тем во всех развитых странах страхование автогражданской ответственности уже давно является обязательным. С 1 июля 2003 года страхование гражданской ответственности становится обязательным и в России.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ). Большинство положений закона вступают в силу с 1 июля 2003 года. Именно с этого момента наличие страховки у автовладельца становится необходимым условием эксплуатации транспортного средства. При этом заключить договор обязательного страхования ответственности можно будет только со страховыми организациями, которые получат специальную лицензию. Ее наличия требует статья 21 Закона N 40-ФЗ.
Владелец транспортного средства, не исполнивший требование Закона N 40-ФЗ и не заключивший договор обязательного страхования, не сможет зарегистрировать транспортное средство и внести изменения в его регистрационные данные. Это во-первых. Во-вторых, при отсутствии полиса обязательного страхования транспортное средство не пройдет технический осмотр. Кроме того, с 1 января 2004 года владелец незастрахованного транспортного средства может быть оштрафован на сумму от пяти до восьми МРОТ (500-800 руб.). Такая ответственность предусмотрена пунктом 2 статьи 12.37, которая с 1 января 2004 года дополнит Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, застраховать гражданскую ответственность в любом случае придется. Но как быть, если ранее уже был заключен договор добровольного страхования? К сожалению, добровольное страхование не заменяет обязательное. В то же время многие страховые компании обещают зачесть неиспользованную часть страховой премии по договорам добровольного страхования.
Произвести такой зачет будет возможно, если договор обязательного страхования заключать с той же компанией. Однако это не всегда осуществимо. Как отмечалось выше, чтобы заключать договоры обязательного страхования автогражданской ответственности, страховщику необходима лицензия на оказание услуг по данному виду страхования.
Если компания, в которой была застрахована ответственность в добровольном порядке, такую лицензию не получит, имеет смысл расторгнуть с ней договор и возвратить неиспользованную часть страховой премии.
Порядок заключения договора обязательного страхования
автогражданской ответственности
Обязанность по страхованию гражданской ответственности наступает с момента возникновения права владения транспортным средством. Владелец должен застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее пяти дней после возникновения права владения. Такое требование установлено в пункте 2 статьи 4 Закона N 40-ФЗ. Напомним, что право владения возникает, если имущество:
- приобретено в собственность;
- получено в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Кроме того, право владения возникает в силу доверенности и иных законных оснований.
В то же время договор обязательного страхования необходимо заключать не во всех случаях. Не подлежит обязательному страхованию ответственность владельцев:
- транспортных средств, максимальная скорость которых не более 20 км/ч;
- транспортных средств, которые по своим техническим характеристикам не допускаются к участию в дорожном движении на территории России;
- транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, в которых участвует Россия;
- транспортных средств, которые приписаны к Вооруженным Силам РФ, за исключением легковых автомобилей и автобусов и используемых в хозяйственных целях.
Не распространяется обязанность по страхованию и на владельцев, ответственность которых уже была застрахована. Например, организация - арендатор транспортного средства не будет страховать свою ответственность, если арендодатель уже заключил договор обязательного страхования.
Заметим, что прицепы, предназначенные для движения в составе с транспортным средством, подлежат страхованию.
Договор обязательного страхования заключается исходя из типовых условий. Эти условия содержатся в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила).
При заключении договора следует заполнить заявление и представить страховщику необходимые документы. Форма заявления является единой для всех страховых компаний и приведена в приложении 1 к Правилам. Более подробно порядок оформления документов при обязательном страховании автогражданской ответственности изложен в табл.1.
Таблица 1. Оформление документов при обязательном страховании
ответственности
Документы, которые представляет владелец транспортного средства (страхователь) |
Документы, которые должна выдать страховая компания (страховщик) |
Заявление о заключении договора обяза- тельного страхования по установленной форме (бланк предоставляет страховая компания) |
Страховой полис (подтверждает заключение договора страхова- ния) Специальный знак (устанавлива- ется на лобовом стекле автомо- биля) Два бланка извещения о ДТП (заполняются при аварии). Перечень представителей страховщика в субъектах РФ Письменный расчет величины страховой премии (предоставля- ется в течение трех рабочих дней по требованию страховате- ля) |
Паспорт или иное удостоверение личности (если ответственность страхует физичес- кое лицо) |
|
Свидетельство о регистрации юридического лица (если ответственность страхует юри- дическое лицо) |
|
Паспорт транспортного средства или свидетельство о его регистрации |
|
Документ подтверждающий право владения транспортным средством (например доверенность) |
|
Водительское удостоверение (его копия) лица допущенного к управлению транспорт- ным средством (если договором ограничено число лиц, допущенных к управлению) |
После оплаты страховой премии страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак, который нужно установить в правом нижнем углу лобового стекла. Полученный страховой полис является документом, подтверждающим, что владелец транспортного средства заключил договор страхования. Форма страхового полиса и форма специального знака приведены в приложениях 2 и 3 Правил и одинаковы для всех страховых компаний.
Некоторые наиболее существенные условия договора обязательного страхования автогражданской ответственности закреплены непосредственно в Законе N 40-ФЗ. Так, установлена страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить потерпевшим причиненный вред при наступлении каждого страхового случая. Она составляет 400 тыс. руб. для каждого страхового случая независимо от их количества в течение срока действия договора. Размер компенсации распределяется в следующей пропорции:
- 160 тыс. руб. - на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью одного потерпевшего, но не более 240 тыс. руб., если вред причинен жизни или здоровью нескольких потерпевших;
- 120 тыс. руб. - на возмещение вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, но не более 160 тыс. руб., если вред причинен имуществу нескольких потерпевших.
Договор обязательного страхования распространяется не на все случаи причинения вреда. К примеру, не подлежит возмещению вред, причиненный при движении транспортного средства по внутренней территории организации. В результате полиса обязательного страхования может быть недостаточно, чтобы покрыть все убытки потерпевшего. Для таких ситуаций Закон N 40-ФЗ допускает страхование в добровольном порядке ответственности в большем размере, чем этого требует закон. Однако еще раз заметим, что добровольное страхование автогражданской ответственности не может заменить обязательное.
Срок действия договора обязательного страхования - один год. В некоторых случаях договор может быть заключен на меньшие сроки. Например, владельцы, которые временно используют на территории России транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах, вправе заключить договор на срок временного использования таких транспортных средств. Этот срок не может быть менее 15 дней.
Если страхователь за два месяца до истечения срока действия договора не уведомил страховую компанию об отказе от его продления, договор автоматически продлевается на следующий год. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается, даже если страхователь просрочил уплату взноса на следующий год. Однако просрочка не может превышать 30 дней.
Страховые тарифы
Страховая компания определяет величину страховой премии самостоятельно на основе страховых тарифов и предоставленных страхователем данных. Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются едиными для всех страховщиков и утверждены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 264.
Тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности не могут меняться чаще одного раза в шесть месяцев. Однако даже если страховые тарифы будут изменены, это никак не повлияет на размер страховой премии по уже заключенным договорам страхования. По таким договорам применяются тарифы, действующие на момент уплаты страховой премии страховщику. Это непосредственно установлено в Законе N 40-ФЗ.
Страховой тариф по обязательному страхованию автогражданской ответственности состоит из двух составляющих: базовой ставки и коэффициентов в ней. Страховая премия по договору обязательного страхования рассчитывается исходя из произведения базовой ставки, выраженной в рублях, и коэффициентов.
Базовые ставки страховых тарифов зависят от типа транспортного средства. К примеру, для владельцев легковых автомобилей базовая ставка составляет 2375 руб. - для организаций и 1980 руб. - для физических лиц. Для прицепов к транспортным средствам предусмотрены отдельные базовые ставки тарифов. Так, например, для прицепа к легковому автомобилю ставка составляет 395 руб. Базовые ставки страховых тарифов в рублях приведены в табл.2 на с. 41.
Таблица 2. Базовые ставки страховых тарифов в рублях
Тип транспортного средства | Базовая ставка страхового тарифа (ТБ) |
Легковые автомобили | |
Автомобили юридических лиц | 2375 |
Автомобили физических лиц | 1980 |
Прицепы к легковым автомобилям | 395 |
Такси (в том числе маршрутные) | 2965 |
Грузовые автомобили | |
Автомобили грузоподъемностью до 10 т | 2025 |
Автомобили грузоподъемностью свыше 10 т | 3240 |
Прицепы к грузовым автомобилям | 810 |
Прочие транспортные средства | |
Автобусы с числом мест сидения до 20 | 1620 |
Автобусы с числом мест сидения свыше 20 | 2025 |
Троллейбусы | 1620 |
Трамваи | 1010 |
Тракторы самоходные дорожно строительные и иные машины |
1215 |
Прицепы к тракторам самоходным дорожно- строительным и иным машинам |
305 |
Мотоциклы и мотороллеры | 1215 |
Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от следующих параметров:
- территория преимущественного использования транспортного средства (коэффициент Кт);
- количество страховых случаев при обязательном страховании ответственности владельца транспортного средства в предшествующие периоды (коэффициент Кбм). При заключении договора в первый раз этот коэффициент равен 1. Если же в период действия предыдущего договора произошел один страховой случай, коэффициент Кбм уже составит 1,55.
Для легковых автомобилей и такси (включая маршрутное) также применяется коэффициент Км, который зависит от мощности двигателя.
При страховании ответственности граждан используются коэффициенты, которые учитывают число допущенных к управлению транспортным средством лиц (коэффициент Ко), их водительский стаж и возраст (коэффициент Квс). Одновременно возможно применение коэффициента, предусматривающего сезонное использование транспортного средства.
Кроме перечисленных выше коэффициентов страховой тариф предусматривает "штрафной" коэффициент Кн, который, в частности, применяется при страховании организаций и граждан:
- сообщивших страховщику заведомо ложные сведения с целью занижения величины страховой премии;
- умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказивших обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты.
Величина "штрафного" коэффициента Кн составляет 1,5.
В любом случае максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратного размера базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства. При применении "штрафных" коэффициентов - ее пятикратного размера. Это закреплено в пункте 4 статьи 9 Закона N 40-ФЗ.
Таким образом, для организаций, использующих автомобиль в Москве, страховая премия при страховании легковых автомобилей не может превышать 14250 руб. Если же организация "проштрафилась" и сообщила, например, страховщику заведомо ложные сведения, страховая премия все равно будет ограничена суммой в 23750 руб.
Если страхователь сомневается в правильности определения размера страховой премии страховой компанией, он вправе потребовать представления ему письменного расчета страховой премии.
Налоговый и бухгалтерский учет страховых взносов
Расходы на обязательное и добровольное страхование включаются при исчислении налога на прибыль в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и являются прочими расходами.
Расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ. Если же такие тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию учитываются для целей главы 25 исходя из фактически произведенных затрат. (п.2 ст.263 НК РФ). В результате страховая премия по обязательному страхованию автогражданской ответственности, рассчитанная исходя из установленных Правительством РФ тарифов, должна уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
Порядок признания страховых взносов будет иным, если налогоплательщик захочет застраховать свою гражданскую ответственность сверх установленных Законом N 40-ФЗ пределов. В этом случае ему, помимо договора обязательного страхования, придется заключить договор добровольного страхования ответственности. Расходы же на добровольное страхование принимаются для целей исчисления налога на прибыль не во всех случаях. Они уменьшают налоговую базу только тогда, когда страхование ответственности является условием осуществления деятельности налогоплательщика согласно общепринятым международным требованиям или международным обязательствам РФ.
Несмотря на то что страховая премия, как правило, уплачивается единовременно, признавать расходы по страхованию следует равномерно в течение срока действия договора (п.6 ст.272 НК РФ).
В бухгалтерском учете в зависимости от того, в каких целях используется транспортное средство, расходы по обязательному страхованию могут учитываться на счете 25 "Общепроизводственные расходы" или на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Поскольку страховая премия уплачивается единовременно, то изначально расходы на обязательное страхование следует учитывать на счете 97 "Расходы будущих периодов". То есть при уплате страхового взноса бухгалтер сделает проводки:
- отражена задолженность перед страховщиком и соответствующие расходы по страхованию;
- страховая премия уплачена страховщику.
Напомним, что аналитический учет по субсчету 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования. Такой порядок установлен в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Отраженная по дебету счета 97 страховая премия будет равномерно относиться на расходы следующей проводкой:
Пример
ЗАО "Астра" 26 августа 2003 года приобрело автомобиль ВАЗ-2109 для управленческих нужд. 30 августа 2003 года ЗАО заключило договор обязательного страхования гражданской ответственности на 2003 год (до 31 декабря 2003 года). Страховая премия по договору - 1620 руб. Предположим, что отчетными периодами по налогу на прибыль у "Астры" являются квартал, полугодие и девять месяцев.
Для целей исчисления налога на прибыль расходы на обязательное страхование будут признаваться:
405 руб. (1620 руб. : 4 мес.) - в III квартале 2003 года;
1215 руб. (1620 руб. : 4 мес. х 3 мес.) - в IV квартале 2003 года.
В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:
- 1620 руб. - отражены расходы по договору обязательного страхования;
- 1620 руб. - оплачена страховая премия страховщику;
- 405 руб. (1620 руб. : 12 мес.) - ежемесячно, начиная с сентября 2003 года, часть страховой премии включается в общехозяйственные расходы.
М.В. Романова,
советник налоговой службы III ранга,
канд. экон. наук, Департамент налогообложения прибыли МНС России
"Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99